DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Министр «сливает» кино
| text | html

web-архив: по темам » культура, искусство » кино » это письмо

2012-10-09 00:17:48

Инициатива министра связи Николая  Никифорова обещает российскому кинопрокату тяжелые времена

РИА «НОВОСТИ»

Отказ от господдержки российских кинотеатров приведет к краху отрасли и росту видеопиратства.

В сентябре в Северной столице на площадке "Ленэкспо" прошло одно из ключевых событий российской киноотрасли — Санкт-Петербургский кинорынок. Российские и зарубежные делегации демонстрировали новинки кинопроката, обменивались опытом, знакомились с новыми технологиями, выступали с презентациями. Но главными темами выступлений на кинорынке стали проблемы кассовых сборов, борьбы с пиратством и спасения отечественных кинотеатров, куда перестает ходить зритель.

Из-за нелегального контента отрасль ежегодно теряет свыше 35 млрд рублей, но госполитика в области кино производит странное впечатление: выдвигается множество разнообразных инициатив, однако никаких реальных сдвигов не происходит. Невольно приходишь к выводу, что российскую киноотрасль чиновники хотели бы просто списать со счетов. Доля российских фильмов в общем доходе от кинопроката составляет 13%. Объемы госсубсидий кинокомпаниям заявлены на уровне 6,6 млрд рублей (в пять раз меньше потерь от пиратства), при этом четких критериев отбора получателей грантов на производство нет. Деньги в основном достаются пяти крупнейшим российским студиям. Производство отечественных фильмов, пережив своеобразный "ренессанс" в 2002—2007 годах, стагнирует. Сборы растут медленно — всего на 14—16% в год.

В июле 2012 года под эгидой Министерства культуры РФ группа экспертов, среди которых, кстати, не было ни одного заметного продюсера или кинопрокатчика, сформулировала свои "пожелания" к реформе отечественного кинематографа. В ответ КиноСоюз заявил, что сформулированные экспертами Минкультуры тезисы "опасны для отрасли".

17 сентября 2012 года состоялось заседание Госсовета под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. На этом заседании выступил и министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Одно из его высказываний, не вошедшее, кстати, в итоговый протокол встречи, многих повергло в шок. Молодой министр (ему летом исполнилось 30 лет) заявил, что не следует поддерживать российский кинопрокат значительными вливаниями со стороны государства: мол, кино уходит в Интернет, и нет никакого смысла "оживлять труп физраствором". Лучше направить эти средства на развитие российского Интернета. То есть министр предлагает отменить российский кинопрокат, а кино "качать с торрентов". Это не совсем вяжется с идеей поддержки национального кинопроизводителя, привлечения зрителя в кинотеатры, а также защиты отрасли от пиратства. В ходе дискуссий вокруг российского кино часто вспоминают "французскую модель". Там национального кинопрокатчика поддерживает независимая Национальная ассоциация французских кинотеатров, которая тесно сотрудничает с МВД, Министерством связи для контроля над пиратским оборотом видеопродукции. И если гражданин Франции скачивает пиратский фильм с торрента, он может быть уверен, что к нему поступят предупреждения, штрафы, а затем, возможно, придут и сотрудники полиции. В итоге благодаря предпринятым мерам объем кинопиратства снизился до ничтожных показателей — ниже 1%. Французское государство понимает социальную и воспитательную роль национального кино. Но этого, похоже, не понимает министр связи и массовых коммуникаций РФ, ему представляется, что граждан нужно рассадить перед домашними мониторами: пусть смотрят фильмы, общаются в социальных сетях, а если что — отключим YouTube.

Спорность инициативы министра еще и в том, что российский Интернет пока еще — территория свободы. Соответственно школьники начнут еще свободнее качать с торрентов фильмы 16+, а социальные связи подростков, которые до того ходили на условные "мультики" пусть даже и в торговых центрах, но вместе, теперь порушатся, и их заменит суррогатное общение в социальных сетях.

Инициатива Николая Никифорова чревата тем, что российские кинокомпании исчезнут, а доля нелицензионного контента будет расти. Кинопрокат (причем тут уже не важно, что прокатывается — российские или зарубежные фильмы) сожмется: уже сейчас число зрителей не просто остается на прежнем уровне — оно уменьшается, и если бы не увеличение год от года цен на билеты, динамика роста рынка была бы отрицательной, а налогооблагаемая база продолжала бы сокращаться. Министра можно понять: от него и от его команды ждут новаторских идей. Если дать волю фантазии, можно вспомнить, как умирала самая эффективная в мире советская система кинопроката, — до сих пор в некоторых бывших кинотеатрах расположены мебельные салоны. Советскую киноиндустрию полностью разрушил рынок видеокассет и видеомагнитофонов. Сегодня развитие российской киноиндустрии (где по стране всего-то 3000 экранов — на порядок меньше, чем в СССР, и их шестая часть, согласно отраслевому бюллетеню "Синемаскоп", расположена в Центральном федеральном округе) предлагается "разбавить" Интернетом. В кино, а главное, в отечественном, бедном на контент кинопроизводстве нового качественного содержимого появляться не будет. Зритель перестанет ходить в кино, потому что ему нужен качественный контент, который в кинотеатрах появляться не сможет, так как зритель туда не ходит. Знаменитая "уловка 22", которая плохо сочетается с развитием национального кинопроката.

Источник



web-архив: по темам » культура, искусство » кино » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru