На прошлой неделе я рассказывал о том, как появление планшетов сказалось на продажах персональных компьютеров. Вроде бы определились, что плохо. Однако производителям планшетов рано радоваться, ровно, как и производителям ПК — огорчаться. В дураках может оказаться каждый.
Согласно нашим исследованиям, при покупке device`а, который должен соответствовать всем запросам личной и профессиональной жизни, покупатели действительно разрываются между ноутбуками и планшетами. И пока Стив Джобс рекламировал iPad как устройство, предназначенное для получения и передачи информации пользователю, самые первые приверженцы «планшетного» культа обнаружили, что его можно использовать как инструмент повышения производительности труда.
Компьютерная индустрия замирала в ожидании, пока планшет становился одним из основных факторов успеха, причем как для рядовых, так и для бизнес пользователей. Apple продала почти 100 миллионов копий iPad, а к 2014 году, по оценкам аналитиков, ежегодный объем продаж приблизится к 200 миллионам.
Здесь начинаются плохие новости. Компьютерная индустрия «застряла» на показателе 300 миллионов (имеется в виду, ноутбуков и настольных ПК, реализуемых за год). А по словам IDC, в 2012 году ситуация не улучшится: продажи вырастут только на 1%. Хотя ноутбуки и становятся дешевле, тоньше, ярче, быстрее, потребители не сметают их с прилавков магазинов. Они стараются объективно оценить эффективность планшета и ноутбука, чтобы понять, от чего следует отказаться. Попытки же производителей ПК привлечь внимание (например, с помощью выпуска неких гибридных устройств) только мутят воду.
Сегодня многие пользователи не могут нарадоваться сочетанию планшета и клавиатуры, позволяющему выполнять 80% той работы, которую раньше делал ноутбук. Они утверждают, что используют последний исключительно для решения масштабных задач, связанных с редактированием видео- и музыкальных файлов, созданием объемных текстовых документов, работой с таблицами. Продажи ноутбуков поэтому-то и упали, что срок их службы существенно вырос. И теперь, кстати, они выступают дополнением к планшетам, а не наоборот.
Но результаты проведенных исследований позволяют утверждать о существовании еще одной тенденции, которая затрагивает iPad и другие, более крупные планшеты. Если изначально их использование в бизнес среде было направлено на повышение производительности, то сейчас — исключительно для получения и обмена информацией. Одним словом, iPad превратился в игрушку.
Появление на рынке семидюймовых планшетов (Google Nexus 7, Amazon Kindle Fire HD и планируемый iPad-mini) наконец-то разрубило Гордиев узел сомнений. Эти «малыши» намного дешевле, чем их «старшие» собратья по цеху, и смогут привлечь внимание гораздо большей аудитории. И если обычные планшеты в течение 80% всего времени используются для просмотра Web-страниц и получения информации, то их семидюймовые версии вполне справятся с большей частью этой «работы». Однако потребитель четко понимает, для чего они предназначены: погуглить, посидеть в социальных сетях, поиграться с мобильными приложениями. И вот тут-то станет ясно, что использовать их для повышения качества работы не выйдет. Ноутбуки восстановят свои утраченные звания и регалии и будут использоваться в течение 20% оставшегося времени, но с гораздо большим показателем КПД.
Если все произойдет так, как мне кажется, то продажи ноутбуков в ближайшем будущем существенно возрастут. Особенно это касается ультрабуков. По сути, смартфоны превратятся в основное средство коммуникации, поиска данных и частично будут носить развлекательный характер. Семидюймовые планшеты будут предназначены для отслеживания постоянно меняющейся информации. Ну а ноутбуки возглавят пищевую цепочку и станут главным инструментом управления.
Безусловно, рост продаж во многом будет зависеть от успеха тонких и легких ультрабуков, который вышли на рынок с ценником в 699 долларов. Но и те ноутбуки, которые находятся в ценовом диапазоне от 399 до 599 долларов, обязательно почувствуют увеличение потребительского спроса. Особенно со стороны счастливых обладателей семидюймовых планшетов.
IDC прогнозирует, что семипроцентное увеличение объема продаж планируется между 2013 и 2015 годами. Однако я не удивлюсь, если компьютерная индустрия достигнет десятипроцентного роста к 2014 году.
Планшеты стали основной причиной депрессии ПК-производителей в этом году. Однако появление их семидюймовой версии существенно увеличило шансы ноутбуков вернуться на свергнутый трон. Как говорится, делу время, а потехе час.