Как и положено, новая архитектура трехмерных ускорителей начинается с выпуска старшего семейства — топовых и очень дорогих акселераторов Hi-End-уровня, на основе которых демонстрируются все прелести и новшества новой архитектуры. Так произошло и в случае с NVIDIA Kepler. Мы уже очень детально писали об этой архитектуре в нашем базовом материале по GeForce GTX 680, затем последовал выпуск двухпроцессорного гиганта GTX 690, о котором мы также писали. Ну и замыкает топовое семейство — GeForce GTX 670, про который можно почитать здесь.
Логично было бы ожидать, что следующим на очереди станет GeForce GTX 660 или 650, однако здесь компания взяла паузу и представила сразу бюджетные решения из серии 6хх. Нас интересует именно GeForce GT 640, поскольку в его основе имеется новый GK107, когда как GT 630/620/610 заимствованы из предыдущего поколения (просто переименованы по восходящей линии: GT 440 стал GT 630, GT 430 стал GT 620, а GT 520 стал GT 610).
Эти бюджетные решения отличаются отсутствием четкого и единственного списка характеристик и параметров. Например, GT 640 может выступать в трех вариантах, которые могут весьма существенно отличаться друг от друга, но имеют единое название. В частности, GT 640 может выпускаться на базе урезанного GTS 450, но со 192-битной шиной, или же, как в нашем случае, имеет новое ядро GK107, но при этом шина всего 128 бит.
GK107 — это по сути вариант переноса на десктопную платформу мобильного решения GeForce 600M. Ядро имеет очень большое количество потоковых (CUDA) процессоров — 384, сравнимое уже с GeForce GTX 460/560. Но при этом в остальном сильно урезано (блоки растеризации, текстурирования, шина, кеши). Поэтому будет весьма интересно посмотреть, что же из этого получилось, ведь цена такой карты претендует на уровень 100 долларов США и не выше.
Молодая и активно растущая гонконгская компания AFox первой предоставила нам возможность оценить этот продукт, чем мы и займемся.
Разумеется, трудно находить аналог для сравнения, но все же ближе всего по организации и разводке PCB — GeForce GT 440, поэтому с этой картой и сравнивали.
Как мы видим, PCB у GT 640 весьма маленькая, карта изначально раcсчитана на возможность установки в низкопрофильные системные блоки, потому что верхний VGA-разъем съемный и может быть демонтирован, а брэкет заменен на низкопрофильный, который имеется в комплекте поставки. Когда как эталонный вариант GT 440 предусматривал полноформатные размеры. Карта компании AFox имеет 6 микросхем памяти, это связано с тем, что она укомплектована 2 гигабайтами памяти (такой объем невозможно разместить в четырех микросхемах, а вот для 128-битной шины достаточно именно такого количества микросхем). Разумеется, это чисто маркетинговый ход: уже даже не очень опытному пользователю понятно, что такой объем памяти на подобного рода слабых по производительности ускорителях будет не востребован, тут даже гигабайт памяти будет не весь задействован, потому что играть все равно придется в низких разрешениях либо понижать уровень настроек качества в играх, что также снижает потребность в объеме локальной памяти.
На карте установлен GPU, который имеет кодовое название GK107 (об этом я уже выше упоминал).
Эта карта призвана, так сказать, уважать старые аналоговые мониторы или дешевые LCD с единственным входом d-Sub (VGA-гнездо трапецевидной формы), поскольку обладает таковым гнездом, и никаких специальных адаптеров-переходников не требуется. На данной карте имеется также гнездо DVI, поэтому возможно подключить два монитора с d-Sub (во втором случае придется искать адаптер DVI-to-VGA).
Также видно, что карта имеет одно гнездо HDMI (ускорители такого рода поддерживают полноценную передачу видео и звука на HDMI-приемник, поскольку обладают собственным звуковым кодеком).
Максимальные разрешения и частоты:
240 Гц — максимальная частота обновления;
2048x1536@85 Гц — по аналоговому интерфейсу;
2560x1600@60 Гц — по цифровому интерфейсу (для DVI-гнезд с Dual-Link/HDMI).
Что касается возможностей по ускорению обработки видеопотоков Full HD и тому подобного — в 2007 году мы проводили такое исследование, с ним можно ознакомиться здесь.
Карта НЕ требует дополнительного питания.
О системе охлаждения. AFox GeForce GT 640 2048 МБ 128-битной GDDR3 PCI-E
Понятно, что для такого рода ускорителей СО имеют крайне простые формы. И действительно, мы видим банальный радиатор с вентилятором, установленный на ядре.
Да, он весьма широк, и потому карта занимает 2 слота в системном блоке. Возможно, кому-то это покажется минусом. Микросхемы памяти не охлаждаются. Несмотря на то, что вентилятор в процессе работы повышает обороты до 70% от максимальных, на шуме это сильно не сказывается (хотя некоторый шелест слышен, но уровень некритичный).
Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты:
Вероятно из-за того, что СО настроена на минимальный шум, температура ядра после многочасового прогона карты под нагрузкой достигает 75 градусов. Собственно, это еще не критично для такого рода карт, но уже приближается к некоторому максимуму, потому что обычно такого рода ускорители ставят в маленькие и тесные корпуса, и потому нагрев в таких условиях уже может быть выше.
Комплект и упаковка.
Базовый комплект поставки должен включать в себя руководство пользователя и диск с драйверами. AFox GeForce GT 640 2048 МБ 128-битной GDDR3 PCI-E
Базовый комплект плюс фирменный бонус, куда входят: многонасадочная отвертка и смываемые татурировки (в виде логотипа AFox).
Карта поставляется в маленьком боксе, очень тщательно завернута в мягкий пакет, поэтому в коробке не болтается при перевозке.
Установка и драйверы
Конфигурация тестового стенда:
Компьютер на базе Intel Core i7-975 (Socket 1366)
процессор Intel Core i7-975 (3340 МГц);
системная плата ASUS P6T Deluxe на чипсете Intel X58;
оперативная память 6 ГБ DDR3 SDRAM Corsair 1600 МГц;
жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160 ГБ SATA;
блок питания Enermax Platimax 1200 Вт.
операционная система Windows 7 64-битная; DirectX 11;
монитор Dell UltraSharp U3011 (30");
драйверы AMD версии Catalyst 12.4; NVIDIA версии 301.24/33.
VSync отключен.
Результаты тестов: сравнение производительности
В качестве инструментария мы использовали:
Far Cry 2 (Ubisoft) — DirectX 10.0, shaders 4.0 (HDR), для тестирования использовалась утилита из комплекта игры (уровень Middle). Все настройки выставлены на максимальное качество.
Благодарим компанию NVIDIA за предоставление лицензионного продукта.
Хотим отдельно поблагодарить коллектив компании Unigine и лично Александра Запрягаева и Дениса Шергина за предоставление бенчмарка и помошь в настройках работы.
Colin McRae: DiRT2 (Codemasters) — DirectX 11.0, настройки тестирования — Ultra High (запуск бенчмарка: dirt2.exe -benchmark example_benchmark.xml).
Благодарим компанию AMD за предоставление лицензионного продукта.
Metro 2033 (4A Games/THQ) — DirectX 11.0, настройки тестирования — Super High, PhysX отключен (запуск бенчмарка в самой игре в виде отдельного файла).
Just Cause 2 (Avalanche Studios/Eidos Interactive) — DirectX 10.0, настройки тестирования — Super High (запуск бенчмарка в самой игре в настройках).
Благодарим компанию NVIDIA за предоставление лицензионного продукта.
Знатоки в области 3D-графики смогут сделать выводы самостоятельно. Наши же пояснения направлены, как правило, на новичков или неопытных пользователей, желающих, однако, произвести апгрейд своего компьютера или просто собрать новый.
Тем, кто вообще не понимает, что такое ядро, почему в нем какие-то процессоры, что такое потоки и пр. — им есть резон ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.
Как обычно, начнем с анализа Рейтинга ускорителей iXBT.com, который нам демонстрирует функциональность видеокарт относительно друг друга и нормирован по самому слабому GeForce GT 630 (то есть скорость+функции GT 630 приняты за 100%). Приведем выборку из рейтинга.
Как мы видим, по совокупности всех функциональных составляющих (производительность + возможности в 3D) новинка обошла соперников в лице GTS 450 и 6570 и находится на уровне Radeon HD 6670 (по сути рейтинги одинаковые).
А теперь глянем на полезность тех же карт (просто поделим предыдущие рейтинги на цены соответствующих ускорителей).
А вот цена у GT 640, как видно из таблицы, еще пока высоковата, потому в лидеры выйти не получилось. Понятное дело, что у новинок всегда цены выше, чем должно быть, но тем не менее, мы видим, что стоимость продукта должна быть не выше 90-95 долларов США, только тогда полезность покупки GT 640 будет идеальной.
AFox GeForce GT 640 2048 МБ 128-битной GDDR3 PCI-E — очень хороший и добротный вариант бюджетной карты нового поколения, поддерживающий все современные технологии в 3D. Наше исследование дешевых видеокарт показало, что такого рода продукты могут давать приличную производительность в разрешениях 1024x768 или ниже (при условии максимального или среднего уровня качества в настройках), поэтому все современные возможности трехмерной графики, заложенные в игры, доступны и для такого рода ускорителей. Вышеозначенная видеокарта хороша еще тем, что дает возможность подключать всевозможные мониторы, включая старые (d-Sub). Плюсом можно назвать и небольшие размеры карты, правда она занимает два слота в системном блоке. По сути это отличная замена уже давно морально устаревшего GTS 450, которому в 5хх серии так и не нашлось замены (550 Ti — слишком дорог). Что касается конкуренции с серией Radeon, то мы видим, что по уровню производительности новинка находится практически на одном уровне с Radeon HD 6670, иногда отставая, иногда опережая последнего. Однако по цене 6670 явно выигрывает. Так что, как уже выше я говорил, следовало бы цену на GT 640 чуть снизить.
Окончательное решение — за нашими читателями. Мы лишь даем информацию о рассмотренном продукте, но не делаем прямых указаний по выбору того или иного изделия.
В номинации "Оригинальный дизайн" (за июнь 2012 года) награду получила карта: