Очередную статью начинаю со слов "Ну вот..." Ибо опять произошло долгожданное :о))
Итак!
Ну вот я и дождался камеры Nikon D300s во всей ее китовой комплектации, то есть с объективом 16-85 VR.
Конец февраля, погода не особо балует, камера, "постреляв" в окно (всегда делаю несколько десятков кадров одних и тех же зданий, чтобы приноровиться к особенностям и оценить основные возможности), лежит и отдыхает. Как вдруг приходит приглашение съездить в Питер на пресс-мероприятие.
Смотрю на сайт приглашающей фирмы, понимаю, что мне это интересно и, быстренько договорившись, что и как буду снимать, еду.
В Питере - серое небо, так что уличных кадров будет совсем мало. Зато в офисе все достаточно интересно. Фирма Digital Design, улыбчивые люди, всерьез интересные и очень важные дела, которыми они занимаются.
Прямо здесь содержание мероприятия расписывать не буду - желающие могут почитать отчет о нем вот здесь.
А вот фотографии - приведу. Ибо поехал я с двумя камерами - виновницей торжества Nikon D300s + 16-85VR и своей D90 + 18-105VR, так как коллеги по форуму попросили их сравнить в одинаковых условиях. Что и сделал:
Фотографии верхнего ряда - D300s. Нижний, соответственно, D90.
Так как опыта работы с D300s у меня еще не было, и репортажные съемки в тот день были самыми первыми, то настроил камеру по образу и подобию D90 - выставил режим фокусирования AF-S. И зря. Получил значимое количество плохо сфокусированных кадров. Если в D90 это самый правильный режим для съемки движущихся людей (подтверждено серией ниже и многими-многоми другими),
то для D300s надо в такой ситуации ставить AF-C (что и покажу ниже, на съемках европейского кубка парикмахеров). Все-таки системы фокусировки у камер сильно различаются - 51 точка, из которых 15 крестовые (то есть работающие на вертикаль и на горизонталь при фокусировании) и 11 точек, с всего одной крестовой в центре - явно не одно и то же :о))
Первые же сравнения мне неожиданно показали, что в равных условиях, где нет какой-то критической ситуации со светом, объектив 18-105 ведет себя более чем прилично, смело состязаясь со своим более дорогим и качественным собратом 16-85. Во всяком случае, при съемках портретов - точно на равных, а временами - и лучше, так как чуть позже переходит на диафрагму 5.6, чем дает в интервале 50-60 немного более мягкую картинку, а на интервале 85-105 - и более интересную. Естественно, речь идет об очень малозаметных различиях, которые надо искать. Упоминаю об этом потому, что если уж вам досталась линза 18-105 вместе с аппаратом, то не спешите ее менять на более дорогую - явно ничего особого не потеряете, если так поступите.
И немного о цвете серий от 16-85 и 18-105, только что показанных - не обращайте внимания, что вроде бы скинтоны (оттенки кожи) разные - большое влияние оказали стены. У 18-105 они, как хорошо видно, интенсивно-оранжевые, что и дало определенный оттенок.
Собственно, прямое сравнение D300s и D90 я на этом закончил - все-таки камеры разных классов, и это чувствуется - управлять старшей, приноровившись, удобнее. Результаты более предсказуемые. Но и D90 в опытных руках даст во всех ситуациях отличные кадры, которые практически не придется дорабатывать.
В самом конце статьи будут кадры, снятые D300s обоими объективами по очереди - все условия съемок уже одинаковы.
Продолжим же путешествие по Питеру с Digital Design.
Прямо из окон их офиса видно большое старинное кладбище, на котором хоронили представителей всех конфессий, разведя их территориально на небольшие расстояния. И я смог там увидеть (спасибо Федору Черноусову) как мемориальную доску всем известной Арины Родионовны, няни Пушкина, и могилы Де Рибаса, основателя Одессы, где мне довелось пожить в раннем детстве и моего знаменитого однофамильца:
До самих могил и правильных надгробий дойти не удалось - немного влажный и глубокий снег отбил всяческое желание куда-либо двигаться от дорожек на первых же шагах.
Поэтому посмотрите на технически очень прилично проработанные фото при весьма сером и малоконтрастном освещении.
Вот здесь похоронено большое количество людей, чьи имена известны и поныне, и чьими стараниями Россия становилась сильнее и ярче.
И не могу не отметить, что хозяева, пригласившие меня, тоже вложили достойный вклад в Россию не только на ниве ИТ-бизнеса, но и в ее культуру. Помимо помощи студентам и театрам, компания Digital Design вложила деньги в реставрацию скульптуры в Павловском парке и четырех икон интересного храма - Сампсониевского собора, основанного Петром Великим в честь победы в Полтавском сражении.
В парк нас не повезли - далеко, а вот в Сампсониевском соборе побывали.
Первые четыре иконы - как раз те, которые отреставрированы при участии принимавшей стороны. Первая - Голова Иоанна Крестителя (19 век. Металл, масло).
Вторая - Апостол Пётр (18 век. Дерево, темпера), третья - Деисус (явно дерево и масло, точнее данных у меня пока нет, разузнаю, выложу в комментариях...)
И четвертая - Снятие с креста (19 век. Холст, масло).
Все в Соборе снималось Nikon D300s + 16-85 со штатива, без какой либо дополнительной подсветки. Вторая и третья иконы бликовали из-за не особо удачно расположенных светильников очень сильно, поэтому приношу извинения, что не все видно идеально. И дисторсии обусловлены тем, что висят они довольно высоко, и высоты штатива не хватило где-то минимум на метр для того, чтобы избежать искажений. Да и съемка из-за бликов велась из ракурсов, где блики были минимальны, и на дисторсии уже не обращал внимания.
Обратите внимание на пятый кадр - вид на главный иконостас из глубины храма. Вверху расположена икона, под которой есть надпись: "Копия Каплуновской Иконы бывшей при воинах в день Полтавской победы".
Собор еще находится в стадии глубокой реставрации, во время войны в него попал снаряд, основательно повредив крышу, и сразу после войны и довольно долго храмом никто не занимался - его передали под очередное хранилище чего-то там, типа картошки. И шикарное барочное оформление начали восстанавливать уже в новейшие времена.
Посмотрите на весьма любопытное смешение стилей - я такое видел только в Питере.
Впечатление от посещения Сампсониевского собора у меня не изгладилось до сих пор, будете в Питере - не поленитесь, побывайте, почувствуйте на себе часть нашей истории...
Пока Собор еще музей, но службы там уже начались, и его собираются постепенно передавать Церкви. Что и радует, и тревожит. Радует по причинам вполне понятным - христианство является неотъемлемой частью нашей культуры, а тревожит по тоже вполне ясным резонам - сохранность раритетов уже никто не будет осуществлять столь правильно и аккуратно...
Ну и последний кадр оттуда - памятник жертвам еще того террора, бироновского, о котором К.Ф.Рылеев писал:
Сыны Отечества! В слезах
Ко храму древнего Самсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врагов Бирона!
Отец семейства! Приведи
К могиле мученика сына;
Да закипит в его груди
Святая ревность гражданина!
* * *
Вернемся к фото-делам. Все кадры, снятые в Питере, прошли минимальную доработку в Capture NX - чуть подправлялась экспокоррекция (старался по гистограмме немного пересвечивать, заранее готовясь к правке - так вернее не возникнут шумы в тенях на длинных выдержках), добавлялось, где требовалось, немного шарпа (в камерах все было на минимуме), совершенно несущественно стандартными профилями, в одно нажатие кнопки, дорабатывались цвета, где это потребовалось из-за условий съемки. Брак был только по моей вине в первой портретной серии - уже написал, что и как. Обе камеры и обе линзы порадовали.
* * *
Вернувшись домой, получаю приглашение поучаствовать в Европейском Кубке парикмахеров в Кремле. Естественно, принимаю приглашение с энтузиазмом и радостью - ведь самое вовремя! "Отстрелять" репортажную камеру в таком гремучем сочетании светов, теней и красок - что может быть привлекательнее! С собой беру только Nikon D300s + 16-85Vr + SB-600 + баунсер-рассеиватель + большую белую картонку - отражатель. А так же кучу батареек для вспышки + запасной аккумулятор для камеры, ибо на форуме явно прозвучало, что камера весьма прожорлива. А остаться у "разбитого корыта" ну как-то не хотелось :)
Итак, Show Must Go On!
Естественно, здесь приведены далеко не все персонажи этого весьма феерического действа. Их заметно больше, и ракурсов тоже. Если будет интересно - смотрите все фото вот здесь.
Ну и воздадим должное не только моделям, но и мастерам, их создававшим:
Наблюдать за всем этим было более чем интересно.
И настолько же комфортно снимать вышеописанным комплектом. Быстренько настроившись, понял, что диафрагму надо поставить минимум 5.6 (иногда ставил чуть побольше, когда в кадр нужно было вписать двоих или более людей, иногда - меньше...), выдержку 1/60 и AutoISO 200-800. Режим фокусирования AF-C + центровзвешенный экспозамер. На гистограмму поглядывал только изредка, когда совсем уж явно менялись условия освещенности. Ибо почти сразу увидел, что и так все держится в желаемой зоне. Временами переходил на режим А - посравнивать, что же получится в итоге. Остался доволен как М, так и А.
Камера все отрабатывала идеально! D90 в подобных услових управлялась бы несколько сложнее, поэтому ни разу не пожалел, что не взял ее с собой - все равно так и не доставал бы из рюкзака. Ибо видел, что все идет как надо, результаты более чем меня устраивают.
Расход аккумулятора тоже порадовал. Снял 524 кадра. Показ картинки после "выстрела" отключил по совету эксперта с форума thg.ru Олега (ник Mymr), и был более чем обрадован тем, что за все это время аккумулятор перешел со 100% на 82% зарядки. Добавлю, что карты памяти у меня не самые быстрые, класс 6, так что и здесь можно было бы "подэкономить" зарядку.
Так же не потребовались и дополнительные аккумуляторы к вспышке. Потом еще на их заряде отснял около 50-70 кадров в другой фотосесии.
Не могу не отметить идеальную работу автоматического Баланса Белого в D300s - когда год назад тестировал D300, там приходилось быть непрерывно начеку, выставляя чуть ли не под каждый кадр то, что наиболее соответствовало ситуации - иначе получалась вялая, неаккуратная картинка. Здесь же я об этом не думал вовсе, убедившись, что и так все более чем верно отрабатывается.
Шумы - естественно, они есть, но можно считать, что их нет где-то до ISO 800! Далее - тоже весьма несущественные, если правильно проэкспонировать кадр - немного его пересветить, на 0.3-0.5EV. Эту мудрость почерпнул там же, на thg.ru, прежде всего от того же Олега и еще ряда экспертов.
* * *
Как уже сказал выше, сравнивать камеры мне стало неинтересно после первой же серьезной вылазки. А вот китовые линзы - дешевенькая 18-105 и достаточно дорогая 16-85 меня интересовали. Стоит ли переплачивать за качество последней, если первая уже у тебя есть?
Как раз сейчас нахожусь в стадии закупки полной коллекции стекол, и этот вопрос для меня лично был более чем актуален.
Поэтому провел еще одну фотосессию в теплично-портретных условиях ГУМа, где последовательно отснял модель обеими вышеуказанными линзами:
Вверху кадры, отснятые 16-85.
Внизу, соответственно, 18-105. Мне лично они нрявятся чуть больше. Все-таки, как портретник 18-105 предпочтительнее.
Ниже приведены кадры, отснятые уже на улице в режиме "туризм". Слева - 16-85, справа, соответственно, 18-105. Здесь на мой вкус ситуация противоположная - 16-85 на безоговорочно первом месте.
Другой вопрос, что несложной доработкой кадры доведены до довольно похожего состояния.
Но "плясать с бубном" пришлось чуть больше у 18-105. Поэтому, если выбираете линзу "с нуля", и есть деньги - берите 16-85 и получайте удовольствие!
Сам же, уже эксплуатируя поболее года свою 18-105, остаюсь с ней, причем с удовольствием - небольшая доработка меня не напрягает. А вот вместо запланированной 16-85 куплю себе Nikkor 85/3.5, который меня очень порадовал на тесте. А широкий угол закрою линзой Nikkor 10-24, который в интервале 16-24 заметно лучше линзы 16-85,
Как-то так :)
* * *
Что не сделано из того, что просили коллеги - так и не удосужился включить видеосъемку и даже не пытался снимать в режиме Live View. Ну не мое это!
Поснимав "кино" мыльницей, убедился в верности старой истины - фотограф и видеооператор - это совсем разные ипостаси!
Поэтому пусть лучше меня пожурят коллеги за неполный тест, чем выложу корявые примеры :о))