Комедия "Изобретение лжи"
(The Invention of Lying)
Режиссер - Рикки Джервайс. В ролях -
Рикки Джервайс, Дженнифер Гарнье, Джона
Хилл, Луис Си Кей, Джеффри Тэмбор,
Фьонула Флэнаган, Роб Лоу, Тина Фэй,
Филип Сеймур Хоффман. США.
2009. 100 мин. Бюджет: $18,5 млн. Сборы по миру:
$32 млн. Рейтинг на IMDB: 6,4. Мой рейтинг: 5,6.
Странное кино. Могло бы быть
заметно лучше. Отзыв кота Бублика
Марк Беллинсон (Рикки Джервайс)
живет в очень своеобразном мире, где
никто не лжет. Более того, в этом мире не
только всегда говорят правду, но и еще не
приучены скрывать свои мысли и чувства,
поэтому всегда и во всем друг другу
режут правду-матку прямо в глаза.
Марку в этом мире живется
нелегко. Он - толстый неудачник, который
вот-вот потеряет и работу, и съемную
квартиру. На работе его по всем статьям
обошел лощеный красавчик Брэд Кесслер (Роб
Лоу), секретарша начальника Шелли (Тина
Фэй) над ним издевается, а сам начальник
Энтони (Джеффри Тэмбор) обещает
выставить Марка в самое ближайшее время,
ибо тот - просто балласт в трюмах их
компании.
Беллинсон познакомился с
красоткой Анной (Дженнифер Гарнье) и
сходил с ней на свидание, но Анна
совершенно ожидаемо заявила, что Марк -
не ее тип, и что он вообще - толстый лузер,
у которого нет никаких шансов.
Похоже, что у Марка
действительно нет никаких шансов.
Однако в какой-то момент, когда
Беллинсон сидел у постели своей
умирающей матери, он вдруг совершенно
неожиданно для себя изобрел ложь. Чтобы
облегчить страдания матери он ей наврал
о том, что та встретит после смерти.
Медицинский персонал, который все это
слышал и принял, как обычно, за чистую
монету, начинает всем рассказывать о
парне, который знает, что человека ждет
на Той стороне. Никто и подумать не может,
что Марк - просто врет, ведь в этом мире
не врут.
От Марка ждут всяких откровений,
он эти откровения и выкладывает, изобретя
упрощенный вариант христианской
религии, после чего становится очень
богатым и известным человеком.
Однако даже богатство и
известность не помогли ему завоевать
любовь Анны, которая к Беллинсону
относится как к другу, а выйти замуж
намеревается за Кесслера - чтобы
улучшить генофонд. И Марк, похоже, с
этой ситуацией смирился.
***
Об этом кино я слышал очень
разные отзывы. От просто-таки
восторженных до совершенно нейтральных.
Рейтинг на IMDB тоже выглядел совершенно
нейтрально, но, впрочем, не в рейтинге
дело.
К творчеству британского
актера, режиссера, продюсера и
сценариста Рикки Джервайса я отношусь, в
общем-то, очень хорошо, однако, на мой
взгляд, чувство юмора у Джервайса - очень
своеобразное и с моим чувством юмора оно
далеко не всегда совпадает. "Офис"
посмотрел не без удовольствия, хотя
американский вариант мне все-таки
нравится заметно больше. Extras посмотрел с
интересом, некоторые эпизоды - просто
отличные, но в каких-то моментах этот
своеобразный юмор заметно коробил.
С "Изобретением лжи"
получилось все очень и очень
неоднозначно. Начинается кино интересно
и забавно. Это была хорошая мысль - поместить
персонажей в мир, где никто не врет. И не
только не врет, но и не скрывает всех
своих мыслей. Казалось бы, возьми да
разгуляйся.
Но Джервайс, как сценарист,
продюсер и режиссер, изобретение лжи его
персонажем обыгрывает как-то уж больно
неприхотливо. Ну, денег кучу получил,
потому что в этом мире сколько ты
требуешь дать со счета, столько и дают.
Ну, изобразил перед страждущим народом
"Что такое Бог - для чайников", хотя
это как раз было забавно.
А дальше-то что? А дальше его
персонаж стал известным человеком, но
всю свою известность потратил на
завоевание Анны, которую он завоевать
толком так и не смог - она давно нашла
генетически подходящего Кесслера. В
этом мире все прагматично, не за
толстячка же Беллинсона ей выходить, ей
бы за красавца Кесслера, чтобы детишки
получились правильные и кесслерные, а не
беллинсоватые.
Ну и в конце, когда Марк,
преодолев алкоголизм пятой степени, все-таки
непонятно какими путями добивается Анны,
возникает один простой вопрос: "Ребят,
а на черта вы вообще вот это все снимали"?
Идея-то была хорошая, выжать из
нее можно было очень много чего (по
крайней мере, теоретически), а все
свелось в совершенно банальной любовной
истории, из-за которой можно было не
просто два раза не вставать, а прямо-таки
зачем один раз вставали - непонятно.
Джервайс, впрочем, хорош. Ему
всегда отлично идут роли толстеньких
юзеров, которые пытаются получить свою
долю счастья. Сыграл хорошо, но если
вспомнить, что это вообще все его кино -
остаются всякие вопросы.
Дженнифер Гарнье - ну да,
красотка и все такое, нормально сыграла
красотку, а больше сказать нечего.
Роб Лоу эффектно выглядел в
роли эффектного красавца Кесслера - и
тут можно только порадоваться, что Лоу
хоть где-то как-то начинает снова
появляться в ролях "актер второго
плана" после окончания эпохи той золотой
кинематографической молодежи, в первых
рядах которой он подавал такие надежды двести
лет назад. Увы, там на самом деле только
Джулия Робертс и прорвалась, а тогдашние
безусловные кумиры, вроде Роба Лоу,
Мэтта Диллона и так далее, так и ушли
куда-то на десятые планы со своими
наркотическими зависимостями. Я Лоу
периодически встречал на каких-то
десятых ролях - было просто обидно за
парня. Особенно учитывая тот факт, что
парню - года на два больше, чем мне. Но
хоть где-то стал появляться в последнее
время.
Очень неплохи актеры второго
плана, изображающие двух непутевых
друганов Марка - Фрэнка (Джонатан Хилл) и
Грега (Луис Си Кей). Один - алгоголик,
другой - суицидальник - в общем, в
комплекте с Марком они составили
хорошую компанию. И честное слово,
друзья Марка получились ярче, чем он сам.
Посмотреть этот фильм - можно.
Особенно если не ожидать чего-то ТАКОГО,
что я ожидал после нескольких
восторженных отзывов людей, чье мнение
мне по крайней мере интересно. Но у Джервайса, на мой
взгляд, не слишком получилось. Идея
хорошая, начало прикольное, а дальше -
ушел в непонятно какие дебри, испортив
хорошую идею.
Нечто подобное получилось с
фильмом "Брюс
всемогущий". Там тоже была хорошая
идея, которую криво и примитивно
реализовали. И даже хорошие актеры с
этим ничего не смогли сделать. Обидно, да...
***
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть