Группа "Аквариум" отпраздновала свое 4000-летие в "Крокус Сити Холле" 6 апреля
Самобытным осмыслением юбилея своей группы Борис Гребенщиков делится с журналистами уже на протяжении нескольких месяцев. Поэтому оговаривать отдельно, что последние два нуля в дате появились отнюдь не из-за дрожащей с похмелья руки, нужды нет.
Тем не менее 4000-летие "Аквариума" породило массу спекуляций. Наиболее радикально высказалась парой неделей ранее в том же "Крокусе" группа "ЧайФ": дескать, БГ выкуривал еще Мамая с Куликова поля, а мужики-то и не знают. Но вообще под столь всеобъемлющей датой, наверное, стоит разуметь внимание группы "Аквариум" к лучшим артефактам мировых цивилизаций, включая богов Древнего Египта и пантеон индуизма.
"Аквариум"
Концерт в честь нынешнего юбилея, прямо скажем, ничего подобного не предвещал. В последние полгода "Аквариум" играет в столичных залах стандартную программу, ядром которой служит последний альбом "Архангельск". Варьируется при этом не более 2-3 песен. В точности так же начался и концерт в "Крокусе".
Бэнд исполнил "Назад в Архангельск", "Слова растамана" и "Скорбеца". При этом звук был настолько четким и рельефным, что каждую партию хотелось потрогать рукой, да и Борис Борисович пребывал в приятном возбуждении, говоря: "Любимые, сегодня происходит великое событие, я скажу о нем чуть позже. А пока – немного легкой музыки".
После четвертой песни "8200" БГ самокритично заметил: "Казалось бы, ею уже все и сказано, да? Можно больше уже ничего и не петь. Однако все еще только начинается". Испытав еще немного публику на прочность привычным сет-листом (с добавлением "Неизъяснимо" и чего-то еще), Гребенщиков перешел к обещанной интриге.
"Аквариум"
По его словам, группа решила помянуть тамплиера Жака де Моле, умученного 702 года назад, но все-таки успевшего открыть главный закон мировых цивилизаций. Этому выдающемуся персонажу адресовалась авангардная рок-опера в четырех частях под названием "Термозубы". В течение 15-20 минут объявленного лидером "Аквариума" "публичного беспорядка" музыканты играли атональные темы в стиле незабвенной "Поп-механики", БГ оглушительно визжал и сигал с подиумов, а заморский барабанщик неожиданно для всех спел ирландскую народную песню.
Аквариум "Термозубы"
По окончании этой вакханалии Борис Борисович долго не мог успокоиться. Он то и дело безжалостно пинал ящик, который использовал в качестве стула при исполнении акустических композиций. Довольно редкую вещь "Из сияющей пустоты" БГ окрестил "площадными танцами" (во время нее перед сценой действительно обнаружились вальсирующие парочки).
"Аквариум"
А "Максим-лесник", начинавшийся с романсового запева, довольно скоро перешел в великолепный хард-роковый отрыв. Народ же более всего радовался совсем уж стареньким "Небо становится ближе", "Чаю" и "Аделаиде". Пытались зазывать "Электрического пса" и других экзотических персонажей, но БГ оставил эти возгласы без внимания, окрестив их, впрочем, "райским пением".
"Аквариум"
Зато напоследок были благородные мужи "Дубровский" с "Отцом яблок". Строчка "моя любовь – ей минус 15 лет" наводила на мысли о том, что идеи БГ насчет следующего юбилей группы будут не менее сюрреалистическими, нежели замысел с 4000-летием.