Трудно быть богом, когда внутри
тебя - монстр. Попытка философствования кота Бублика
Клэйтон
Бун (Брендан Фрейзер) - бывший морской
пехотинец, а ныне - свободношатающийся
молодой человек, не обремененный ни
семьей, ни какими-либо устойчивыми
занятиями, кроме попивания пива и
потрахивания девчонок, подцепленных в
баре. Клэй живет в маленьком фургончике,
стоящем на берегу океана, и на жизнь
зарабатывает стрижкой лужаек и
подравниванием кустов.
Как-то раз Буна пригласили
привести в чувство кусты и газоны
обширного сада одного из особняков, в
котором живет пожилой мужчина со своей
экономкой-домохозяйкой по имени Ханна (Линн
Редгрейв). Бун начал там работать, и в
один прекрасный момент хозяин особняка
пригласил Буна разделить с ним ланч. В
процессе общения выяснилось, что
мужчину зовут Джеймс Уэйл, и он -
известнейший в прошлом режиссер,
снявший такие хиты, как "Франкенштейн",
"Невеста Франкенштейна" и еще
несколько ужастиков, вошедших в
классику мирового кино.
Клэй
с удовольствием общается с Джеймсом,
однако видно, что Уйэл испытывает к
молодому садовнику достаточно
своеобразный интерес. Дело в том, что
режиссер - гей. Он всегда был геем и
никогда особенно этого не скрывал - даже
в те времена, когда нестандартная
сексуальная ориентация не являлась
нормой в шоубизнесе.
Бун
не может и не хочет ответить на
заигрывания Уэйла - более того, он
сначала даже и не понимает причин
поведения режиссера, пока Ханна ему не
открывает глаза на предпочтения своего
хозяина.
Однако Клэй не перестает
общаться с режиссером - ему интересен
этот человек, и ему льстит мысль о том,
что ему, простому садовнику, удалось
завести дружбу с такой знаменитостью.
Одновременно
ему становятся более понятными мотивы,
вызывавшие к жизни монстра
Франкенштейна: тот, как и сам Джеймс, был
парией в обществе и очень нуждался в
друзьях.
Уйэл почти всю жизнь был
одинок, а под конец его еще и стали
терзать монстры прошлого. Так что на
самом деле интерес режиссера к Буну
находится вовсе не в сексуальной сфере.
Ему от этого бывшего морского пехотинца
требуется нечто совершенно иное.
***
Фильм
"Боги и монстры" поставлен по
довольно известному роману Кристофера
Брэма "Отец Франкенштейна".
Несмотря на то, что речь идет о
литературном произведении, это
фактически биопик - то есть кусочек
реальной жизни известного человека.
Джеймс Уэйал - знаменитый режиссер,
снявший несколько фильмов, ставших
классикой кинематографа. Он
действительно был геем, и с его именем
связано несколько скандалов на эту тему.
Насколько
соответствует действительности те
события, которые описаны в романе и
которые перенесены в фильм "Боги и
монстры" - мне неизвестно. Я думаю, что
это нечто вроде "вольной
реконструкции" - как это делают в
журнале "Караван": берутся факты
биографии какой-то знаменитости, и
вокруг этого журналист накручивает свои
предположения и явные домыслы.
С
другой стороны, так ли это важно, есть ли
здесь четкое соответствие или нет?
Режиссер Билл Кондон снял драму о
стареющем - почти умирающем - режиссере,
у которого в этой жизни остались
практически одни лишь воспоминания.
Снята картина в несколько
театральном, и я даже бы сказал
напыщенном ключе. Флешбеки воспоминаний
Уэйла о войне и предыдущих событиях
нарочито сделаны в искусственно
выглядящих декорациях, и это еще больше
подчеркивает театральность постановки.
Йен
Маккелен Уэйла играет замечательно и
очень достоверно, чему, вероятно,
способствует тот факт, что сам Маккелен,
как и режиссер "Франкенштейна",
гомосексуалист, и это вовсе не скрывает.
Так что ему и данная тема, и обсуждаемые
проблемы, вероятно, очень близки.
Немощь тела при пока еще
остающейся твердости духа, понимание
того, что почти все в этой жизни он уже
потерял, накатывающие воспоминания - все
это сыграно просто блестяще. Собственно,
на Маккелене эта картина и держится, и
без него ее бы просто не было.
Брендан
Фрейзер - актер значительно более тонкий
и интеллектуальный, чем это можно
представить по его ролям в "Мумиях",
но ему здесь досталась не особенно
выигрышная роль: Бун по сюжету - не
блещущий интеллектом парень, которому в
этой жизни нужна только выпивка и девки,
так что Фрейзеру тут развернуться особо
было негде. Тем не менее Клэйтона он
сыграл очень и очень достойно.
Также впечатлила Линн
Редгрейв, сыгравшая роль домохозяйки
режиссера. Ханна, с одной стороны,
осуждает увлечения хозяина, но с другой,
работает у него много лет и, безусловно,
любит его и беспокоится о нем.
Что
интересно, картина была обласкана
кинематографическими наградами. Билл
Кондон получил "Оскара" за сценарий
(адаптацию литературного произведения).
Йен Маккелен был номинирован на "Оскара"
за лучшую роль первого плана, Линн
Редгрейв - за лучшую роль второго плана.
Также было две номинации на "Золотой
глобус" - лучший фильм и лучший
драматический актер (Маккелен) и одна
победа - Линн Редгрейв получила
статуэтку как лучшая актриса второго
плана.
Тем
не менее этот фильм у меня каких-то
восторгов не вызвал. Напыщенность
постановки слегка раздражала, сама
тематика мне также не особо близка, но
посмотрел, в общем, с интересом - прежде
всего из-за Маккелена. Еще бы убрать
оттуда лишнюю театральность и расширить
роль Фрейзера, который здесь скорее для
мебели - на мой взгляд, было бы заметно
лучше. Впрочем, кто я такой, чтобы давать
советы? Как снято - так снято. А высокие
награды показывают, что критики и члены
жюри, в отличие от меня, фильм оценили
очень высоко.
Впрочем,
даже на мой взгляд, в картине есть один
шедевральный момент. В самом конце,
когда персонаж Фрейзера выходит
выкидывать мусор, начинается дождь, и
Бун вдруг идет по улице, изображая
знаменитую походку монстра
Франкенштейна. Это смотрится просто
изумительно...
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть