Любовь к театру с самого начала конкурировала в нем с любовью к дереву. Забивать гвозди, строгать и мастерить для режиссера Римаса Туминаса – привычное дело.
"Я три дома построил своими руками. Убегал из театра, говорил, что я куда-то, мол, в библиотеку, а сам ехал туда и строил. Сутками, ночами камин делал", - говорит режиссер, художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас.
Камин Римаса в городке Тракай по-прежнему лучший. А сам Туминас с тех пор всю жизнь строит. В родной Литвеон основал и построил с нуля Малый драматический театр Вильнюса.
Теперь изнутри с большим почтением он строит новую жизнь театра Вахтангова. Совсем недавно – к 90-летию театра, как волшебник, осуществил мечты о несыгранных ролях корифеев Вахтанговского, сделав "Пристань" – спектакль, уже ставший легендой.
Театр Туминаса тонкий, эстетский, темпераментный – весь на актерской игре. У режиссера-философа стоит высочайшая планка в творчестве: "небеса следят за нашею игрой", любит говорить он. Может быть, поэтому не доверяет спецэффектам и новым технологиям. Уверен: чудо театра творят актеры, именно им подвластно переносить зрителя во времени и пространстве.
"Заручился – не гонять актеров, не обижать, не оскорблять, а их принять как часть твоего мира, как часть твоего – как брата, как сестру, как мать, отца", - говорит Римас Туминас.
Он поставил почти все чеховские пьесы, некоторые по несколько раз. В спектакле "Дядя Ваня", уже вошедшем в театральные учебники, объединил обе свои страсти – к театру и дереву. И вот уже вся жизнь персонажей сосредоточена вокруг не простого, а столярного стола.
В редкое свободное время Туминас продолжает работать с деревом – столы, скамьи, кресла от Римаса украшают квартиры друзей.
Режиссер признался: "Все умею, кроме спектаклей. Вот это не умею. Никогда не умею это делать – спектакли. Всегда у меня беда, всегда катастрофа, всегда первый раз. Испуг, страх".
Он мог бы быть где угодно, где важна надежная конструкция. Но выбрал театр. Сегодня Римас Туминас с удовольствием цитирует любимого своего Чехова, повторяя уже про себя: "Я не там, где меня любят, я там, где я люблю. Поэтому я здесь".