Недостаток в последнее время Diablo-клонов, уход из Maxis Уилла Райта, богатое наследство Spore, необходимость выпуска новых проектов — умело сопоставив все эти факты вы без труда получите представление о предпосылках появления Darkspore. Игры далеко не проходной, но в то же время весьма спорной и своеобразной.
Название игры: Darkspore
Жанр: Action/RPG
Разработчик: Maxis
Издатель: Electronic Arts
Системные требования: Intel Core 2 Duo 2 GHz или AMD Athlon X2 2 GHz, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 8800 или Radeon X1900, 10 Гб на винчестере
В новейшей истории видеоигр нам, сторонним наблюдателям, куда чаще приходится видеть успехи, нежели провалы. Именно поэтому последние больше всего запоминаются — взять хотя бы историю со знаменитым симулятором эволюции под названием Spore. Заручившись поддержкой таких признанных мастеров жанра, как студия Maxis и Уилл Райт, Electronic Arts не без оснований рассчитывала на успех и революцию сродни той, которую в свое время устроила серия The Sims. Однако сложилось все иначе — удивлявший на первых порах проект сумел заинтересовать игроков лишь отчасти, после релиза совершенность нового проекта куда-то испарилась, а большинство признали в Spore весьма скучную забаву.
Единственное, за что хвалили в свое время Spore — это удивительный редактор, позволявший создавать уникальных существ. Именно его и решила оставить Maxis, взявшись за продолжение, которое получило название Darkspore — кстати говоря, поэтому в списке "похожие игры" фигурирует Spore. Уилл Райт, как было сказано выше, отказался от работы над ошибками и покинул удивленную таким поворотом событий Electronic Arts. Ну а разработчикам не оставалось ничего другого, как срочно придумывать новую концепцию, кардинально менять геймплей и представлять результат своего труда на суд общественности.
Слепили из того, что было
Darkspore оказался вовсе никаким не симулятором чего-либо, а вполне узнаваемой экшен/RPG с Diablo-механикой. Сюжетно все объясняется крайне просто — раса ученых Crogenitors создала для покорения космоса армию мутантов, которая в лучших традициях жанра вышла из-под контроля и перебила своих создателей. Теперь в галактиках хозяйничают так называемые "темные споры", которых необходимо уничтожить. Процесс ликвидации нарушителей общественного спокойствия, естественно, поручается игрокам.
Бороться с монстрами на различных планетах нам предлагают с помощью собственной армии монстров. Всего их сотня, однако открываются они постепенно, с ростом уровня Крогенита. Самое, пожалуй, досадное во всем этом — создавать собственных монстров с нуля нельзя. Разработчики уже позаботились о бестиарии, наделили каждый экземпляр уникальной "биографией" и предлагают сосредоточиться лишь на "прокачке" существ и убийстве врагов. Кое-какое разнообразие все же присутствует. Например, открытых монстров все-таки можно модифицировать в знакомом редакторе существ, но об огромном просторе для фантазии речь не идет — при желании "троглодиту" можно лишь добавить когти, хвост да выбрать оружие, которое он будет сжимать в своих лапах.
Также интересен оказался подход разработчиков к созданным ими монстрам. Все мутанты делятся на пять категорий: "био", "кибер", "квантум", "некро" и "плазма". Сделано это неспроста — таким образом авторы игры заставляют игроков думать буквально перед каждой миссией, кого взять с собой. Существа одного и того же типа не могут эффективно сражаться друг с другом из-за получаемых ими во время сражения штрафов. Перед каждым заданием на экран выводится список врагов, которые встретятся на планете; исходя из этих "разведданных", стоит формировать свой отряд. Во время выполнения миссии в подчинении у одного игрока всегда находится три героя, между ними можно в любой момент переключаться, либо использовать их после смерти одного из персонажей. Классический "game over" происходит тогда, когда все герои мертвы — связь игрока с отрядом оказывается прерванной и он отправляется на свой космический корабль с необходимостью формирования новой группы.
"Вдумчивым" геймплей Darkspore можно назвать лишь с большой натяжкой — как правило, весь игровой процесс сводится к "закликиванию" противников левой клавишей мыши. В особо тяжелых случаях игроки могут прибегать к специальным умениям героев, вроде мгновенной телепортации к врагам и их оглушению, выстрелам мощного лазера, созданию восстанавливающих хелспоинты заклинаниям. Увы, но в большинстве случаев балом правит бездумное клацанье по клавишам — включать "мозг" приходится лишь при критическом уровне здоровья и маны героя. Ну и еще немало хлопот доставляют боссы, которых становится все больше по мере завершения уровня. Прыгая из одного телепорта в другой, герои расправляются со всеми врагами, переживают нашествие так называемой "орды" и возвращаются на корабль. Игра сразу же предлагает два варианта дальнейшего развития событий — либо забрать награду и отправиться готовиться к следующей миссии, либо продолжить экспансию. Выбрав последнее, игроки возвращаются на планету — врагов становится больше, победа достается труднее, однако и шанс получить редкую вещицу значительно повышается.
Бегать в поисках ценной добычи по планетам было бы в разы интереснее, если бы уровни генерировались случайным образом, однако такого в Darkspore нет. В игре нас ожидает лишь два с лишним десятка уровней. Время, потраченное на их выполнение, конечно, назвать бесполезным нельзя — армия мутантов пополнится новыми экземплярами, герои подрастут в уровнях, а мастерство владения мышкой у игроков вырастет до невиданных высот. Все это, между прочим, откроет доступ к другим режимам Darkspore — например, к тому же PvP. Однако стоит признать, что максимум, на что хватило сил разработчикам — это случайная генерация состава и расположения врагов. Однако того уровня реиграбельности, который имеется в двух частях Left 4 Dead, у этого проекта нет — масштаб явно не тот. Уровни довольно быстро приедаются, поэтому искать новых ощущений приходится в других режимах игры, либо в кооперативном прохождении миссий.
Именно "кооп" спасает Darkspore от полного забвения — найдя в одном из "фойе" еще двух-трех приятелей, можно без промедлений отправляться на покорение галактики. Игровой процесс сразу преображается в лучшую сторону, так как лупить причудливых монстров становится легче и в то же время интереснее — не стоит забывать об известном всем человеческом факторе. Свою лепту в этот процесс вносит сравнение героев у игроков — у кого рога длиннее, у кого оружие убойнее, у кого уровень выше. Чтобы соответствовать новым приятелям, стоит чаще наведываться в арсенал, выбирать полюбившееся существо и как следует его "прокачивать". "Прокачка", надо заметить, в Darkspore весьма оригинальная — вместо привычного раскидывания очков характеристик нам предлагают тщательно подбирать снаряжение. Как следует укомплектовав "зверушку" разного рода наплечниками, поясами и излучателями, мы повышаем его уровень и делаем монстра более опасным для врагов. Излишки собранных на планетах сокровищ всегда можно сбыть в магазине — там, кстати, можно и присмотреть себе кое-какие интересные улучшения.
Немного по-другому в кооперативном прохождении Darkspore работают и умения героев. В одиночной кампании каждое существо наделено всего четырьмя специальными способностями — тремя активными и одним пассивным. В "коопе" арсенал навыков становится более разнообразным — герой может воспользоваться по одному умению своих напарников. При таком "раскладе" расправляться с врагами становится намного увлекательнее, правда, постоянно возникают проблемы с так называемой силой — аналогом маны. Как и здоровье персонажа, она пополняется автоматически, либо с помощью бутылочек синего цвета, которые выпадают из врагов.
К сожалению, пресыщение даже кооперативом Darkspore происходит довольно быстро — скука не дает о себе знать на протяжении лишь нескольких вечеров. Увы, найти что-нибудь еще интересное в последовательнице Spore весьма трудно — тот же PvP-режим оказался далеко не идеальным и достаточно сложным для освоения. Итог закономерен — Darkspore оставляет ощущение недосказанности и со временем не вызывает ничего, кроме раздражения. От Maxis мы явно ждали чего-то большего, чем экшен/RPG — пускай и не очередного появления нового жанра, но просто возникновения еще одного уникального проекта.