Захватывающе, в сон не вгоняет
абсолютно. Каламбур кота Бублика
Дом Кобб (Леонардо Ди Каприо) -
человек интересной профессии. И нелегкой
судьбы. Что, в общем, неудивительно, потому
что профессия Кобба - вместе со своими
помощниками залезать в сны неких людей и
выуживать оттуда всяческую ценную
информацию, которую очень хотят заполучить
другие люди. Эту профессию Кобб получил от
своего отца Майлса (Майкл Кейн), который,
собственно, и изобрел способ залезать в
подсознание во время искусственного
химического сна.
Кобб работает на очень крупные
корпорации и занимается промышленным
шпионажем. Платят ему очень хорошо, однако
есть и серьезный риск: если он со своими
подручными не добудет нужных секретиков,
большие боссы корпорации могут сильно
осерчать, и тогда Коббу не поздоровится.
Во время очередного задания
Коббу с его напарником Артуром (Джозеф
Гордон-Левитт) нужно было окучить некоего
Сайто (Кен Ватанабе). Тот сам пустил спецов
по снам в свою голову, однако Кобб Сайто
переиграть не смог, так что теперь ему нужно
скрываться от заказчиков. При этом
выяснилось, что Кобб стал с ними
сотрудничать не просто так. Это была
проверка, тест. У Сайто для Кобба есть
крайне сложное задание: Дом должен внедрить
в голову сына главного конкурента Сайто
мысль о том, что после смерти отца
корпорацию необходимо разделить. За это
Сайто обещает Коббу сделать так, чтобы он
мог вернуться в Соединенные Штаты к своим
детям - в настоящий момент Кобб не может
приехать в Штаты, потому что его посадят на
всю жизнь.
Артур считает, что это задание -
совершенно невыполнимое. Однако Кобб за
него берется - во-первых, как выяснилось, он
уже делал нечто подобное, а во-вторых, он
очень хочет увидеть своих детей.
Операция будет сложнейшая. Для ее
осуществления Кобб приглашает своего
старого знакомого Эймса (Том Харди), химика
Юсуфа (Дилип Рао) и архитектора снов - юную
Ариадну (Эллен Пейдж). И в процесс еще все
пошло совершенно не так, как планировалось...
***
Как известно, с выходом на экраны
предыдущего нолановского фильма "Темный
рыцарь" на самом
известном в мире киносайте IMDB.com началась
форменная вакханалия - картина заняла
первое место в списке Top 250
лучших фильмов всех времен и народов. При
этом она была вовсе не такой уж
сногсшибательной, если не считать просто-таки
гениальное исполнение Хитом Леджером роли
Джокера. В дальнейшем "Темный рыцарь" в
списке все-таки сполз на десятое место,
уступив первые три места традиционным
победителям - "Побегу из Шоушенка", "Крестному
отцу" и "Крестному отцу 2".
Так вот, с "Началом" началась
та же история, прошу прощения за дурацкий
каламбур. Как только фильм вышел на экраны,
он тут же взлетел на первые места в Top 250.
Видимо, на фанатов сама фамилия Нолана
действует настолько завораживающе, что они
готовы выставлять высшие оценки любому его
творению.
Впрочем, рейтинги рейтингами, а
давайте лучше поговорим о том, что собой
представляет эта его новая картина.
Вообще идеи о снах-реальности и
параллельном существовании в химическом
сне на экране фигурируют уже достаточно
давно. Параллельное существование было
реализовано как минимум в "Матрице",
где разумные железяки держали людей на
стебельках аки цветочки и проецировали их
существование в так называемую матрицу. Сны-реальность
и ключевая мысль "чтобы проснуться, нужно
умереть" была в "Открой глаза"
Алехандро Аменабара, ну и в его
голливудском ремейке "Ванильное небо".
Да и вообще сны как виртуальная реальность
фигурировали в таком количестве самых
разнообразных фильмов, что их просто
замучаешься перечислять.
Таким образом, основная идея "Начала"
- не особенно оригинальная. Также под
большим вопросом находится главный посыл
всей картины - Сайто заказал это крайне
опасное предприятие только для того, чтобы
в голову наследнику его конкурента
попытались внедрить мысль о необходимости
разделения компании. И Сайто самолично
отправился в это безумное предприятие
чтобы проследить - засунули или нет.
(Кстати, в данном случае термин
Inception означает вовсе не "начало",
которое к картине не имеет ни малейшего
отношения, а "внедрение" - внедрение
идеи в голову наследника. Именно так по-русски
должен называться фильм.)
Но это главный посыл. И если
отрешиться от его явной натянутости, все
остальное смотрится очень даже здорово.
Нолан умеет снимать масштабные картины, и в
них хорошо видно, на что тратится солидный
бюджет. В "Начале" Нолан сначала (тьфу,
блин, все время лезет эта тавтология)
эффектно поигрался с идеей управляемых
сновидений и архитектуры снов,
продемонстрировал восхищенным зрителям
сворачивающийся Париж и одновременно дал
повод для раздумий. А потом, когда началась
операция "Внедрение", врубил пятую
передачу напряженного и очень лихого
фантастического боевика, в котором он, к
тому же, достаточно грамотно
синхронизировал события, происходящие на
трех уровнях вложенных снов, где время
течет совершенно по-разному.
Мне очень понравилось, как это
сделано. Да, к сюжету можно придираться,
искать (и находить) там всяческие огрехи (тотем
Ариадны, явный ляп с Мэл на рельсах - она при
этом должна быть глубокой старухой, ну и так
далее), но в общем и целом придираться не
хочется - в отличие от подавляющего
большинства голливудских картин, в
сценариях фильмов Нолана, которые он сам и
пишет, нет традиционной киношной тупизны,
очень мало логических несостыковок, зато
куча крайне неожиданных и нестандартных
поворотов сюжета. Из всех своих фильмов он
не был сценаристом только в "Бессонице",
и этот фильм у него, на мой взгляд, получился
самым слабеньким, особенно по сравнению с
мощнейшими остальными картинами, четыре из
которых входят в Top 250 лучших картин всех
времен и народов - "Помни",
"Престиж",
"Темный рыцарь"
и "Начало".
Снято это все - замечательно и
очень эффектно. Уже упомянутый
переворачивающийся Париж, игры с Сайто в
начале фильма, напряженнейшая стрельба на
первом уровне Внедрения, захватывающие
эпизоды в отеле второго уровня, снежные
сражения третьего уровня, совершенно
крышесносящий разваливающийся мир Кобба и
Мэл.
С актерскими работами - все очень
хорошо. В отличие от "Темного рыцаря",
где Леджер отвлекал на себя все зрительское
внимание и остальные актеры на его фоне
просто терялись, здесь присутствует
несколько ключевых фигур и нельзя сказать,
что за деревьями не видно леса - Ди Каприо
остальных актеров никак не заслоняет.
Сам Ди Каприо - в общем,
понравился. Отыграл, на мой взгляд, на
крепкую четверочку, но ничем не поразил. Но
не разочаровал, как в "Бандах Нью-Йорка"
или "Поймай меня, если сможешь"
- уже хорошо.
Очень понравился британец Том
Харди, сыгравший Эймса. Я его раньше как-то
не замечал (он играл в "Рок-н-рольщике"
и "Слоеном торте"),
а тут он прям с первых кадров обращал на
себя внимание - очень здорово сыграл и было
жалко, что его персонажу не так часто давали
выходить на первый план.
Кена Ватанабе ("Последний
самурай")
очень приятно было увидеть - актер с
замечательной харизмой.
Джозеф Гордон-Левитт на фоне Ди
Каприо совершенно не потерялся - тоже очень
понравился. Он играл в тупейшем "Броске
кобры",
где я его совершенно не запомнил, а здесь -
был вполне заметен.
А вот Марион Котийар ("Такси",
"Джонни Д",
"Хороший год")
как-то совсем не впечатлила. Не знаю, что
было этому виной. Вот как-то неубедительно
она сыграла. Даже для проекции мозга Кобба.
Зато Эллен Пейдж очень неплохо
смотрелась в роли Ариадны. Сначала я
подумал, что девушка уж больно молода для
этой роли - ан нет, выглядела очень достойно.
Кстати, на эту роль Нолан планировал Эван
Рэйчел Вуд (она играла дочку персонажа
Микки Рурка в "Рестлере"),
но та отказалась. После этого на данную роль
рассматривались Кира Найтли, Эмили Блант и
Эмма Робертс, но Эллен Пейдж обошла всех их.
Что мы имеем в результате?
Отличный фантастический боевик, который я
посмотрел с большим удовольствием.
Смотрится захватывающе, сюжет мчится как на
американских горках, снято очень эффектно,
актерский состав - на четверку с плюсом. В
первую десятку лучших фильмов всех времен и
народов я бы его не поставил (он там сейчас
на четвертом месте), однако кино - отличное.
Нолан - просто молодец, так ему и передайте!
P.S.
Как обычно в подобных случаях, когда фильм
"выстреливает" на все сто и получает
высочайшие рейтинги, часть рецензентов
пишет по его поводу всякую фигню, пытаясь выставить себя д'Артаньяном (или
миледи) среди "попкорножующего быдла".
Эдак покрасоваться из серии "Нолан -
козел, а вот я - стою тут вся такая красивая,
в белом пальто". Читать эти рецензии
очень смешно. Вот один
из характерных примеров.
***
Оценки по
пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть