Чо за книжка-то? Дашь почитать? Вопрос кота Бублика
В данном случае логичнее было
бы нести
людям "Херкимеров справочник
необходимых познаний". Замечание кота Бублика
Значит, человеческое мясо есть
нельзя,
а кошку зажарить - это пожалуйста? Кот Бублик о нравственном посыле
картины
Земля.
Постапокалиптическое будущее. Лет
тридцать назад случился Большой Тип-Топ,
в результате которого повредили
озоновый слой, так что родное солнышко
прорвалось сквозь защитные заслоны и
пожгло все живое. Спаслись только те, кто
спрятался в метро или подвалы. Илай (Дензел
Вашингтон) - один из тех, кто схоронился
где-то в нью-йоркской подземке. После
чудесного спасения Илай ощутил в себе
Голос, который привел его к закопанной в
камнях Библии. Возьми книгу, сказал
Голос, и шуруй с ней на Запад, к Сан-Франциско.
Там найдешь тюрьму Алькатрас, а в ней уже
знают, что делать. За проблемы, добавил
Голос, не боись! Потому что, типа, я тебя
храню и все такое.
На Аллаха надейся, подумал тут
Илай, а верблюда привязывай. Поэтому он
научился очень-очень быстро драться
руками, пырять огромным мачете и
стрелять из всевозможных видов оружия.
Эти умения очень помогут Илаю
путешествовать по выжженной Америке,
где масса плохих людей готовы как
следует обидеть одинокого путника.
В
процессе блужданий Илай видит много
несправедливостей, но встревать в эти
дела он не хочет: у Илая свой путь, своя
цель, и он не должен отвлекаться на
разруливание бытового насилия.
В конце концов неисповедимые
пути-дорожки привели Илая в маленький
калифорнийский городок, в котором
железной рукой правит джентльмен по
фамилии Карнеги (Гэри Олдмен).
Джентльмену подчиняется банда
вооруженных мотоциклистов: они шныряют
по округе и всех встречных убивают и
грабят. Добыча отдается мистеру Карнеги,
а тот вознаграждает мотоциклистов
выпивкой и девками. Мистер Карнеги все
время требует от мотоциклистов, чтобы
они нашли ему некую книгу. А что за книгу
- не говорит. Но этим тварям и объяснять
что-то - бесполезно, потому что они не
умеют читать.
Разумеется,
Карнеги ищет именно ЭТУ Книгу - ту,
которую так бережно хранит Илай. Однако
сразу отобрать Книгу у Илая Карнеги не
посмел - на него произвело впечатление
то, как ловко Илай смертельно обидел
штук десять гнусных мотоциклистов.
Поэтому мистер Карнеги предложил Илаю
свое гостеприимство и хочет взять его на
работу: днем Илай будет убивать всяких
людишек по приказу мистера Карнеги, а
вечером они совместно у камелька будут
читать и обсуждать Книгу.
Почему
мистеру Карнеги так нужна именно эта
Книга, ведь у него самых разных книг -
просто завались, включая даже Дэна
Брауна? Да потому что с помощью этой
Книги можно управлять огромным
количеством людей, а мистер Карнеги
хочет расширить бизнес и выстроить еще
пару городков.
Илай отказался поступить на
работу к мистеру Карнеги и ушел вон из
города, несмотря на то что небольшая
армия мотоциклистов томительно
стреляла ему вслед. Вместе с Илаем ушла
дочка подруги мистера Карнеги - Солара (Мила
Кунис). В пути Илай читает Соларе Книгу, и
девушка тащится от того, как там все
складно, хотя и непонятно звучит.
Но мистер Карнеги не простит
Илаю своеволия. Он поднял всю свою
бригаду, посадил ее на бронированные
автомобили, и теперь они идут по следу
этого парня. Похоже, что у Илая будут
большие неприятности.
***
Есть
такой вид фильмов, которые смотришь - и
вроде бы ничего. То есть неплохо. А когда
досмотришь и начинаешь обдумывать то,
что ты увидел, - думаешь: "Что за фигню я
посмотрел?" Эта "Книга Илая" -
именно из данной серии.
Начинается вроде бы неплохо.
Эдакое мрачное постапокалиптическое
будущее, воссозданное, впрочем, без
особого обдумывания деталей, но зато
снятое эффектно и зловеще. По
постапокалиптическому будущему бредет
Илай, который томительно долго охотится
на кошку, потом жарит кошку, затем
слушает iPod, потом читает Книгу,
продолжая слушать iPod, а затем спит, не
прекращая слушать iPod. Зрители при этом
думают, что Всемирный Тип-Топ случился
совсем на днях, вчера-позавчера, поэтому
и не особенно удивляются этому iPod. А
когда выясняется, что Илай шляется с
айподом тридцать лет, становится уже
поздно, потому что на тот момент в фильме
идиотизм на идиотизме сидит и
идиотизмом погоняет.
Потом
Илай натыкается на грабителей, и
становится уже весело - он их очень лихо
рубит на куски своим молниеносным
мачете. Затем появляется Злодей в лице
Олдмена, и становится совсем интересно.
На время. Потому что дальше уже
невозможно делать вид, что вся эта шняга,
которую Хьюз Бразерс льют с экрана,
зрителей не касается. Но о шняге будем
говорить в конце рецензии, чтобы не
спойлерить тем, кто этот фильм по каким-то
причинам захочет посмотреть, поэтому о
фильме поговорим очень осторожно. Без
деталей.
Вообще,
"Книга Илая" производит
впечатление сплошного заимствования то
оттуда, то отсюда. Уши "Безумного
Макса", "Водного мира", "Шестиструнного
самурая" и еще нескольких
постапокалиптических картин там торчат
со всех сторон, но если в перечисленных
трех фильмах была определенная
цельность, то в "Книге Илая" ее не
наблюдается ни разу. Боевик тут
ограничен буквально тремя-четырьмя
сценами, в которых главный герой рубит
конечности и плющит всем бейцы быстрее,
чем кролики тренькаются. А вот пафоса с
Книгой нагнали полные помидоры, и этот
пафос, в общем-то, изрядно раздражает,
особенно к концу фильма, когда там пошел
полнейший идиотизм.
Часть
персонажей в картине появляются во имя
унылых кинематографических штампов -
как, например, Солара, которая в жутком
мире первобытно-общинного строя
выглядит как только вчера с дискотеки и
шляется по выжженной Америке в модном
прикиде. Да и у многих остальных
персонажей одежонка явно только вчера
вышла из магазинов Dockers, но, как я уже
сказал, деталями воссоздания этого мира
постановщики не заморачиваются даже
рядом.
Актерские
работы в фильме, несмотря на сценарный
дурдом, в основном очень хорошие.
Вашингтон, который везде играет очень
хорошо или отлично, из своего персонажа
выжал все, что мог, и его Илай везде
выглядит предельно убедительно. Кстати,
Дэнзел специально для этой картины
изучал восточные единоборства под
руководствам протеже Брюса Ли Дэна
Иносанто и во всех сценах боев
участвовал сам от начала и до конца.
Просто у него такой подход к ролям -
профессиональный.
Гэри
Олдмен - просто прекрасен в роли этого
Карнеги. Оставим в стороне вопрос о
мотивации его персонажа, но сыграно -
великолепно. Из Олдмена вообще
получаются роскошные злодеи -
фактически эталонные.
Очень приятно было увидеть
Тома Уэйтса в роли местного умельца,
держащего магазинчик в городе Карнеги.
Кстати, Уэйтс с Олдменом вместе играли в "Дракуле".
Подручного
Карнеги по имени Редридж очень эффектно
сыграл Рэй Стивенсон - боец Титус Пулло
из отличного сериала HBO "Рим".
Подругу Карнеги (она же - мать
Солары) изобразила Дженнифер Билз - жена
доктора Лайтмана из сериала "Все лгут".
А
вот Мила Кунис в роли этой Солары не
понравилась совершенно. Кроме полного
несоответствия чисто визуальных
признаков и явной притянутости за уши
самого персонажа (ах, она из сытого
города пойдет скитаться вместе с этим
мутным бородачом - так, дескать, она
будет в безопасности), актерская игра -
на очень и очень средненьком уровне:
пучит глаза, изображая работу мысли.
Ну
и в результате всего этого картина
смотрится, в общем, хорошо - из-за
большинства актеров, - а на выходе
получается полный пшик. И эту сценарную
дурь создателям картины не хочется
простить даже из-за приличного
визуального ряда и хорошей игры мощных
актеров. Потому что весь пар ушел в
свисток, вот вам и весь мой сказ.
P.S(poilers). А теперь поговорим о
некоторых изгибах сценария для тех, кто
картину уже посмотрел. Кто не смотрел -
дальше не читайте, потому что текст
содержит явные спойлеры.
Итак.
Главный посыл картины - Илай таскает по
Америке последнюю Библию на Земле. С
чего она вдруг последняя и откуда это
известно при полном отсутствии средств
коммуникации - непонятно совершенно.
Также там звучит мутная фраза о том, что
после Тип-Топа все библии, дескать,
уничтожили. Какие все библии и кто
уничтожил? И что произошло с Талмудом и
Кораном - судьба их волнует зрителей?
Илай
шляется по Америке аж тридцать (!) лет.
Оно понятно, что в истории был эпизод,
когда Моисей водил по малюсенькой
пустыньке древнееврейских туристов аж
сорок лет, но там была четкая задача:
чтобы вымерли все, кто восхищался
господином Пеже! А этот-то где вообще
шлялся? Ведь ему был дан четкий приказ -
на Запад! Ну, хорошо, пускай шел он из Нью-Йорка,
то есть с крайней восточной точки. До Сан-Франциско
- примерно три тысячи миль, то есть под
пять тысяч километров. Ну, пускай он
проходит двадцать километров в день.
Тогда ему идти 240 дней. Ну, хорошо, год. Но
тридцать лет-то где он шлялся?
Второй
любопытный момент - мотивация персонажа
Олдмена. Он ищет Библию, чтобы с ее
помощью управлять людьми. Ну, идея-то, в
общем, неплохая, с помощью этой книжки
много кто много кем всласть поуправлял.
Но он из-за этой Библии потерял все, что
имел, - вообще все! Ну и какого, прости
господи, черта?
Третий
момент - Библия, набранная шрифтом
Брайля для слепых. Тут сразу два
интересных вопроса. Первый: страница,
набранная шрифтом Брайля, раз в двадцать
толще бумаги обычной Библии. Это минимум.
И я еще молчу о том, что шрифтом Брайля на
странице помещается не больше тысячи
символов. Таким образом, Илай таскал не
Библию, а какую-то одну главу. Или "Библию
в пятьдесят страниц для чайников".
Второй интересный вопрос: а Илай-то,
извините, как ее сам читал? Шрифт Брайля -
это не просто выпуклые буквы. Это
специальные символы, которым нужно
обучаться. Он после Тип-Топа сам-то как
обучился? Или ему Голос растолковал?
Четвертый
момент - откуда через тридцать лет после
Тип-Топа взялось какое-то электричество
для плеера? Он с собой вагон батареек,
что ли, возил? И откуда взялось такое
количество бензина для мотоциклов и
автомобилей Карнеги? Даже если бы у него
и был какой-то склад, на тридцать лет не
хватило бы по определению.
Пятый момент - откуда в городе
Карнеги народ добывал пропитание? Ну,
вода у них была - это понятно. А еда?
Вокруг только выжженная пустыня.
Никаких посадок нет. Они тоже, как Илай,
охотятся на кошек и ворон? А кошки и
вороны пропитание откуда добывают?
Шестой
момент. Ну ладно, доползли они до
Алькатраса (голос, видать, указал четкое
расположение, а не просто "на запад"),
где сильно постаревший Калигула в белой
рубашечке сохранял всяческие знания.
Алькатрас - малюсенький островок в
океане, и там наверняка дофига воды,
кошек и ворон, солярки для генераторов и
так далее. Ну ладно, записал хранитель
знаний Библию, которую Илай продиктовал
наизусть. (Мои комплименты памяти Илая. А
тридцать лет сценаристы, вероятно,
только ради этого и придумали, разрушив
остальные логические цепочки, - типа как
за тридцать лет он по Брайлю все это дело
хорошо заучил.) Записал, отпечатал и
поставил на полку вместе с Талмудом и
Кораном. (Их, видать, не уничтожали.) А
дальше-то что? Кто-то куда-то понес свет
Библии? Да ни фига! Солара бодренько
закинула смертоносное мачете дорогого
друга за плечо и пошла по путям-дорожкам
домой - видать, восстанавливать карнеги-холл,
то есть бар с публичным домом. Ну, и на
черта был весь этот анабазис? Да вообще
ни на черта.
В
результате весь пафос ушел просто не
пойми куда. Тут тебе ни воссоздания
земли после Катастрофы, ни какой-то
внятной идеи о том, зачем вообще Илай
таскался с этой Библией. Так что
получилась неплохо снятая, нудная и
идиотская пустышка с хорошими актерами.
Но зато есть зрители, которых
это кинцо зацепило. Правда, очень
своеобразно. Например, одна девушка
пишет чудесное, цитирую: "Этот фильм
доказал, что общество без веры - обречено".
Поняли, дети? Этот фильм доказал:
достаточно таскать по Штатам Библию лет
тридцать, убивая кошек и ворон, и
общество будет спасено. Потому что
Библию перепишут и девушка в модном прикиде возьмет мачете и наваляет
всем встречным по полной программе! Вот
такая вот, дети, мораль, прости господи!
***
Оценки
по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть