Вы не фанат марки Honda и еще "не подсели" на Subaru, значит, вполне можете рассматривать HondaCR-V / ХондаCR-V и SubaruForester / Субару Форестер как альтернативу друг другу.
В борьбе за покупателя эти две фирмы, всегда считавшиеся элитарными среди японских, идут непересекающимися курсами. Даже технически они исповедуют разные пути - у одной моторы поперек кузова, у другой вдоль. Поэтому проблема выбора из пары Honda CR-V / ХондаCR-V - SubaruForester / Субару Форестер, как правило, не стоит, а случаи вероломной измены среди фанатов этих марок весьма редки. Но почти одинаковые цены машин с 2,4- и 2,5-литровыммоторами и "автоматами" могут повергнуть в раздумье еще не примкнувшего ни к одному из лагерей новичка. Позже, года через два-три, он сам станет приверженцем легенд и сказаний из героического эпоса той или иной фирмы, а сейчас, видимо, прагматично сравнивает достоинства конкурирующих моделей. Тем более что в последнее время паркетникиHonda и Subaru перестали считаться дорогими - одноклассники более народных брендов, например NissanX-Trail / Нисан Х-Трэйл, уже догнали их в цене, а Toyota Rav4 / Тойота Рав4 даже дороже. Есть, правда, еще Suzuki Grand Vitara / Сузуки Гранд Витара - он дешевле на $6000, а с последним рестайлингом, обретя "в базе" 2,4-литровыймотор и избавившись наконец от барабанных тормозов, стал своим землякам полноценным конкурентом. Но, предположим, для вас ничего не значит трехрежимная трансмиссия с межосевым дифференциалом и понижающейпередачей в раздатке, зато престиж марки и наличие нормального импортера со складом запчастей как раз важны - вот тогда Suzuki уже "не катит", а Honda CR-V / ХондаCR-V и SubaruForester / Субару Форестер, напротив, становятся объектами пристального изучения.
В городе
Внешний вид - один из главных критериев выбора автомобиля в нашей стране. И прежде чем припарковать у подъезда офиса свежекупленный SubaruForester / Субару Форестер или Honda CR-V / ХондаCR-V, то есть во всеуслышание заявить: "Я стою $40 000!", владелец, конечно же, должен убедиться, что машина красива вообще, а не только для него самого. К счастью, последний SubaruForester / Субару Форестер в отличие от своего прародителя образца 1997 года теперь выглядит НОРМАЛЬНО, а не перевернутым корытом. А вот Honda CR-V / ХондаCR-V, обновившись в 2007 году, несколько разочаровала поклонников предыдущих версий низкими свесами кузова. Ведь у нас даже легковушки норовят задрать повыше...
SubaruForester / Субару Форестер оснащен 4-ступенчатой АКП и проигрывает Honda CR-V / ХондаCR-V по комфорту, перебирая широко расставленные передачи с наглядностью учебного пособия по автоделу: во-первых, голос мотора перескакивает на октаву ниже, а во-вторых - тяга при этом пульсирует. Впрочем, с этой устаревшей коробкой Subaru явно поработала, сократив паузы на размышление до минимума. Пятиступенчатый "автомат" Honda CR-V / ХондаCR-V на фоне субаровского вообще безупречен и даже в режиме "кик-даун" норовит прикинуться вариатором. Что касается нюансов настройки, то гидротрансформаторы испытуемых автомобилей достаточно "тугие" и не допускают противного взвывания мотора при резком старте. Но, в то же время, и, в меру "распущенные" на холостом ходу, позволяют плавно тормозить до полной остановки, не "затыкаясь в точку". Управлять динамикой торможения несколько проще на SubaruForester / Субару Форестер, но и Honda CR-V / ХондаCR-V после получасовой практики замедляется всегда с точно выбранной интенсивностью. Что частенько приходится делать перед трамвайными путями - ее подвеска гораздо жестче, тогда как SubaruForester / Субару Форестер пролетает рельсы не сбавляя хода и, успев затем проскочить на мигающий зеленый, оставляет соперницу далеко позади. Другие достоинства вроде хорошей обзорности и достаточной высоты бамперов над бордюрами свойственны почти в равной мере всем паркетникам, и получается, что в городских условиях Honda CR-V / ХондаCR-V, выигрывая у SubaruForester / Субару Форестер благодаря чуть лучшей АКП, столько же проигрывает, трясясь на участках дорог с дефектным покрытием.
За городом
Крейсерской скорости 140 км/ч с запасом до максимальной 40-50 км/ч более чем достаточно для машин данной ценовой группы - в этом 166-сильный Honda CR-V / ХондаCR-V не уступит 172-сильному сопернику от Subaru. Но опять-таки со своей совершенной АКП выйдет вперед по акустическому комфорту, ведь SubaruForester / Субару Форестер, перескакивая с 4-й передачи на 3-ю при обгонах, будит задремавших пассажиров "нервноспортивным" воем мотора. А еще Honda понравится сидящим сзади, если их будет трое и поездка дальняя: Honda CR-V / ХондаCR-V на 6 см просторней по ширине. Возможность сдвигать вперед-назад части дивана независимо друг от друга - то, чего нет у Subaru, - имеет значение лишь для увеличения длины багажника, а не пространства для коленей, которое у обеих машин примерно одинаково.
На гладком шоссе вроде бы безразлично, мягкая или жесткая у машиныподвеска. Увы, множество дорог в России сделано из бетонных плит, залитых сверху асфальтом. Невооруженным глазом не видно, что поверхность на самом деле ломаная - отрезки равны длине плиты,- но машины с европейскими настройками, как у Honda CR-V / ХондаCR-V, начинают здесь трястись в самом востребованном диапазоне скоростей - от 100 до 130 км/ч. На одном переломе короткоходную подвеску прожимает чуть-чуть, на следующем еще сильней, а потом вся эта конструкция становится "деревянной"... Детали салона при этом погромыхивают, и вскоре волей-неволей принимаешь вправо. Можно было бы наоборот - ускориться до 160 км/ч, но даже в крайнем левом не дадут, ведь большинство у нас так быстро не ездит. И что особенно обидно, завидуешь не только тем, у кого плавно покачивающийся SubaruForester / Субару Форестер, - и на "Жигулях" тоже, пусть и размахивая рулем вправо-влево, вас обходят с непонимающими взглядами - дорога-то отличная, почему эта шикарная тачка еле плетется?
Вне дорог
Здесь SubaruForester / Субару Форестер вне конкуренции - со своей мягкой длинноходной подвеской он превращает езду по проселкам в удовольствие. Honda CR-V / ХондаCR-V как внедорожник, увы, оказался безнадежно испорчен последней модернизацией - жесткий и вывешивается по диагонали чуть ли не при наезде на кирпич. То есть по сути выросший вверх универсал D-класса. Особенно удручает висящий почти посередине базы резонатор глушителя - эдакая издевка конструкторов, не пожелавших чуток напрячь мозги, чтобы убрать "банку" в какуюнибудь нишу. Типично легковые у Honda CR-V / ХондаCR-V компоновка и трансмиссия - отбор мощности на задниймост организован от одной из передних полуосей через долго думающую электромагнитную муфту. Пытаясь въехать на скользкий после дождя пригорок и тут же забуксовав передними колесами, Honda CR-V / ХондаCR-V продемонстрировала все несовершенство подобной схемы. Здравая "мысля" подключить задние пришла ей, увы, опосля, и машина поскользила вниз как на санках.
SubaruForester / Субару Форестер идеологически иной. Подкупает уже его более дорогая в производстве конструкция с продольным мотором - почти как у настоящих внедорожников. Гидромеханическая муфта привода задних колес встроена в АКП и поджата всегда, даже при равномерном движении по асфальту. На бездорожье степень зажима дисков увеличивается вплоть до жесткого схватывания - необходимости делать это принудительно не возникает, поэтому соответствующая кнопка отсутствует. Еще лучше традиционная субаровская схема с блокируемым вискомуфтой межосевым дифференциалом, но ее фирма оставила только истинным ценителям, выбирающим SubaruForester / Субару Форестер с механической КП. Завершает картину сравнение геометрической проходимости: одинаковый просвет 280 мм под нижней точкой переднего бампера на CR-V измеряется на расстоянии 80 см за пределом базы, тогда как у Subaru на вдвое меньшем. А еще есть лишние 30 мм под порогами и вжатые в бампер наконечники выхлопных труб против выступающего на 70 мм ниже выпуска Honda CR-V / ХондаCR-V. Ну и под брюхом SubaruForester / Субару Форестер аккуратен и подтянут.
Управляемость
Не победить в этом раунде Honda CR-V / ХондаCR-V не могла по определению - именно отличное поведение при быстрой езде по гладкому асфальту поставили во главу угла ее создатели. На практике это означает то, что весь такой мягкий и вальяжный SubaruForester / Субару Форестер не провоцирует водителя на гонки с соседями по дороге - он просто комфортабельный транспорт. Honda CR-V / ХондаCR-V же, мгновенно меняя курс по команде руля, подстегивает на подвиги, как драйверский седан бизнес-класса. Уступая, конечно, по остроте ощущений низеньким и компактным хэтчбекам вроде своего сородича под именем HondaCivictype R / Хонда Сивик typeR, который, видимо, и надо брать за те же деньги вместо Honda CR-V / ХондаCR-V, если удовольствие от вождения важнее вместительности машины.
Есть альтернативный вариант и у Subaru, причем без компромиссов по части универсальности, - мы взяли на внезачетный тест тюнинговыйSubaruForester / Субару Форестер со спортивной подвеской. Естественно, он был с турбонаддувным 230-сильныммотором и "механикой". Жесткий, пинающийся на "лежачих полицейских" зверь злобно посвистывал турбиной и ускорялся синхронно с нажимом педали газа... А на скользком покрытии при открытии дросселя на дуге - блаженство: машина, не меняя курса, просто сползает на полметра в сторону и, не требуя никакой коррекции рулем, выстреливает точно по линии прицеливания.
Увы, большинство покупателей выбирают SubaruForester / Субару Форестер с "автоматом", не получая столь сбалансированного шасси. То есть фирма Subaru под одним названием предлагает две совершенно разные машины - соединение достоинств обеих в одной невозможно. А зачетный автомобиль - массовый SubaruForester / Субару Форестер 2.5 XS c АКП - проигрывает по управляемости CR-V более чем "на круг"...
Эргономика и комфорт
Изюминка салона Honda CR-V / ХондаCR-V - отсутствие тоннеля на полу, как на полноразмерных минивэнах, поэтому, сдвинув одно из передних сидений назад, можно, не задирая к потолку коленей, перейти на соседнее место - из-за руля направо, и наоборот. А в целом Honda CR-V / ХондаCR-V оказалась чуть удобнее, стильнее и просто приятнее. Панель приборов, боковая поддержка передних сидений и т.д. - осмотрев салон по кругу, почти всегда отмечаешь пусть и небольшое, но превосходство над Subaru. Радуют и европейские нотки в разработке интерьера. Однако немножко "американистый" SubaruForester / Субару Форестер в ряде случаев демонстрирует вполне здравый консерватизм - например, выбирать температуру климат-контроля с помощью колесика с циферками гораздо удобнее (и кстати, безопаснее), чем несколько раз жать на кнопку, глядя на дисплей. Зато у Honda CR-V / ХондаCR-V климат двухзонный. Серьезный просчет субаровских "эргономов" - низко расположенный подлокотник водительской двери. Видимо, это чудом уцелевший пережиток далекого прошлого, когда японские машины рассчитывали под водителя ростом около 165 см. Хотя в остальном рослому - до 188 см - будет вполне удобно. Под крышей же Honda CR-V / ХондаCR-V уместится даже великан - предел по росту около 195 см. На заднихсиденьях почти равенство: 185 и 187 см.
Практичность
Как и следовало ожидать, поперечно-моторная компоновка Honda CR-V / ХондаCR-V, позволяющая сместить салон вперед, а также докатка вместо полноразмерной запаски позволили получить более вместительный багажник при почти таком же, как у SubaruForester / Субару Форестер, габарите. Honda CR-V / ХондаCR-V предлагает на 105 VDAлитров больше при измерении под полкой в 5местном варианте салона, а если сдвинуть заднеесиденье вперед, а тем более сложить его, разница в объемах будет еще существенней. Важнее, что расcтояние от пола до крыши у Honda CR-V / ХондаCR-V больше, чем у соперника, аж на 13 см, что в ряде случаев станет решающим фактором: обретет ли ваш любимый шкафчик свое последнее пристанище на даче или отправится на помойку сразу еще в московском дворе... Таким образом Honda CR-V / ХондаCR-V набирает лишние очки и за лучшие грузовые возможности.
Выводы
SubaruForester / Субару Форестер в большей мере отвечает запросам тех, кто хочет именно паркетный внедорожник, а не легковойавтомобиль. Непригодность серийной машины к гонкам не должна смущать среднестатистического покупателя - у него все равно нет времени регулярно оттачивать спортивную технику управления.
Трясучий на разбитом асфальте Honda CR-V / ХондаCR-V отлично подойдет тому, кто снимает стресс от интриг сослуживцев вечерними прохватами по дороге от офиса до дома и вынужден делать это не на специально предназначенном, а на единственном в семье универсальном автомобиле. Если к тому же он любитель дальнобоя по гладким заповедным дорогам без встречного движения, но с перебегающими лосями, тогда альтернативы вообще нет - только Honda CR-V / ХондаCR-V...
И в завершение осталось ответить на естественно возникающий у читателя вопрос: "Почему же SubaruForester / Субару Форестер, уступающий Honda CR-V / ХондаCR-V по объемам продаж втрое (!), до сих пор не оценен по достоинству покупателями?" Ответ уже дан в начале статьи - просто у фирмы Hоnda гораздо больше фанатов, чем у Subaru, - эти две конюшни вообще в разных весовых категориях. К тому же конкретно Honda CR-V / ХондаCR-V заслужила особую любовь в России, став еще 13 лет назад по сути родоначальницей класса - в конце 1990-х ее не тревожил ни Toyota Rav4 / Тойота Рав4, считавшийся и выглядевший женским автомобилем, ни уж подавно SubaruForester / Субару Форестер, бывший тогда странноватым универсалом со 125-сильныммотором на фоне высоко приподнятого над дорогой 147-сильного лидера рынка. Сегодня Subaru, стараясь не поступаться принципами, "двинула в народ", но, упустив время, пока не может рассчитывать на быстрый рост числа своих поклонников.