DaoMail - путь письма
социальная почтовая служба (beta-версия)
весь DaoMail
вход / регистрация
Гость
ваша подписка (0
реклама
Не в свой Saab не садись. Российский бизнес испугал американцев
| text | html

web-архив: по темам » авто-мото » вести с заводов » это письмо

2010-01-28 12:16:12

Автогигант General Motors наконец продал убыточный Saab голландскому производителю спорткаров Spyker. И мы могли бы радоваться - ведь крупнейшим акционером Spyker является россиянин банкир Владимир Антонов. Но оказалось, что американцы согласны продать Saab только при условии, что Антонов... расстанется с акциями. Это уже второй русофобский скандал с GM за последнее время - в прошлом году компания отказалась продать Opel консорциуму с участием Сбербанка. "Известия" решили разобраться, что это: нежелание выдавать секреты или страх перед русскими как таковыми.

Американцы искали покупателя на Saab весь прошлый год, и никому он не был нужен. Только голландский Spyker назывался самым вероятным претендентом. Но что-то мешало, переговоры все время заходили в тупик. Это вызывало бурю негодования со стороны работников шведского предприятия. Они митинговали перед проходной и писали руководителям GM открытые письма. Американцы уже были готовы попросту закрыть Saab. И вот сейчас GM решился продать его голландцам, но поставил условие - компания-покупатель должна избавиться от российского акционера.

Американцы готовы уступить Saab за $400 млн. Но чем же помешал им российский акционер? Цель GM - не позволить появиться новому конкуренту в России, считает аналитик ИК "Финам" Константин Романов. Пока наши позиции слабы, но это связано прежде всего с технологическим отставанием. Дешевые ресурсы, удобное географическое расположение для поставок в Европу и СНГ, господдержка и т.д. рано или поздно должны сделать свое дело.

- Доступ к современным технологиям в будущем может позволить российским компаниям потеснить традиционных лидеров на целом ряде рынков. GM это не устраивает, - рассуждает эксперт.

Такая ситуация во многих отраслях. Какие-то активы российским компаниям продаются, но они, как правило, проблемные, требуют вложений и не представляют особой технологической ценности. Но как только речь заходит о мировом бренде, пусть и убыточном вроде Opel или Saab, американцы блокируют сделки, даже не пытаясь прикрыть это видимостью политкорректности. Saab, конечно, выпускает самолеты и военную электронику, но эта часть бизнеса шведской компании отношения к GM не имеет, и на продажу ее не выставляли.

Впрочем, советник Института современного развития Никита Масленников считает, что американцы не хотели ущемить русских:

- Не исключено, что у Конверсбанка (актив Антонова. - "Известия") просто возникли какие-то сложности, все бывает. Каждая сделка - отдельная история. Есть примеры, когда наш бизнес приобретал за рубежом высокотехнологичные компании. В том числе американские, занимающиеся водородной энергетикой.

Однако иностранцы готовы видеть российских бизнесменов как партнеров, не позволяя им занять контролирующую роль, замечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Пример - символическое вхождение российского капитала в европейский концерн EADS (выпускает Airbus), которое в итоге принесло нам больше проблем, чем выгоды.

Впрочем, наш автопром все равно бы не выиграл от покупки Saab, утверждает известный автомобильный журналист Сергей Асланян:

- Одно дело, если производством этой машины в России стали бы заниматься хозяева марки - работает же Ford во Всеволожске. Тогда мы получили бы фантастически хороший автомобиль. Но если бы его стали делать мы, получились бы "Жигули". Автомобили уровня Saab - это светлое послезавтра нашего автопрома.

* * *

Наш авторынок расцветет летом

Восстановление продаж на российском автомобильном рынке начнется во второй половине 2010 года, заявил министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Чтобы подстегнуть спрос, из бюджета будет дополнительно выделено 20 млрд рублей на госзакупки транспорта. Кроме того, 8 марта стартует программа утилизации старых машин, на что в бюджете заложено 11 млрд. Все эти меры включены в Программу развития автомобильной промышленности России до 2020 года, которая будет представлена на рассмотрение правительства 25 февраля.

- Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, продажа увеличится до 3,2-3,4 млн автомашин, - заявил Христенко. И добавил, что в течение двух недель будет решен вопрос о создании в России второго после Renault-Nissan-АвтоВАЗ международного альянса автопроизводителей.

Павел Арабов

Источник



web-архив: по темам » авто-мото » вести с заводов » это письмо








© 2004-2024 DaoMail.ru