Как гласит производственная легенда, проект LexusRX / ЛексусRX был придуман 15 лет назад во время обеда руководителей бренда Lexus в Восточном Голливуде. Акихиро Уада, один из ведущих инженеров компании, отметил в беседе со своими американскими коллегами огромное количество на дорогах Калифорнии автомобилей с большим дорожным просветом. Это наблюдение навело его на мысль о том, что традиционный внедорожник можно "скрестить" с роскошным седаном, совместив лучшие качества автомобилей обоих классов. Так родилась идея создания первого кроссовера (буквально - "автомобиль на перекрестке жанров") в премиум-сегменте. Позже проект получил название RX 300, а первый серийный автомобиль поступил в продажу в 1998 г.
За те десять лет, что прошли с момента мирового дебюта LexusRX300 / ЛексусRX 300, много воды утекло. Акихиро Уада занялпост ответственного за проектно-конструкторские работы компании Lexus, иена бензина в США поднялась до неимоверной планки - 1 доллар за литр, но к концу 2008 г. топливо подешевело в два раза, президентом США стал Барак Обама...
Впрочем, несмотря на все катаклизмы, LexusRX / ЛексусRX как был, так и остается бессменным лидером в сегменте. И не только в США, но и в России.
Российские журналисты первыми среди европейцев вживую познакомились с третьим поколением LexusRX350 / ЛексусRX 350. И это не случайно - российский рынок оказался единственным светлым пятном на фоне общей удручающей картины. В кризисном 2008 г. европейские продажи Lexus сократились на 16%, а в России в это же время наблюдался рост продаж. При этом на LexusRX350 / ЛексусRX 350 менеджеры Lexus делают особую ставку - модель обеспечивает до 40% продаж марки в Европе.
Головокружитель
НовоепоколениеLexusRX350 / ЛексусRX 350 показывали в необычном месте - в калифорнийской долине Нэпа, пожалуй, самом известном винодельческом регионе США. Но голова у нас закружилась не от обилия вина, а от извилистых дорог среди холмов, по которым был проложен тестовый маршрут. Сначала я удивился выбору трассы - прежнее поколение RX недолюбливало крутые виражи. Помню, рестайлинговый LexusRX350 / ЛексусRX 350 образца 2006 г., тест которого проходил на серпантинах итальянской Тосканы, буквально вывернул наизнанку моего коллегу, выполнявшего в нашем экипаже роль штурмана. Да и мне за рулем так и не удалось понять и принять этот автомобиль. В этот раз все оказалось по-другому. Характер LexusRX350 / ЛексусRX 350 изменился принципиально, что неудивительно: по словам главного инженера третьего поколения RX Такаюки Кацуда, автомобиль был разработан фактически заново.
На первый взгляд революционных изменений в дизайне LexusRX350 / ЛексусRX 350 не произошло. Автомобиль унаследовал родовые черты предыдущего поколения, сохранил примерно те же размеры и пропорции, он не выделяется в дорожном потоке какими-то исключительно яркими деталями. И в то же время LexusRX350 / ЛексусRX 350 стал иным. Изменения в облике оказались простыми, но абсолютно логичными и не скучными.
"Простота очень важна для достижения наших целей, но простота сама по себе часто бывает скучной. Мы сделали все, чтобы этого избежать", - говорит Саймон Хэмфриз, руководитель международного отдела проектирования. Типичный пример одновременно простого, элегантного и функционального подхода к дизайну - конструкция заднего стеклоочистителя, спрятанного под спойлером на двери багажника. Его нижняя сторона окрашена в черный цвет, что подчеркивает обтекаемость контуров. К тому же задний спойлер выполняет не только функции улучшения аэродинамики - в нем также установлена верхняя лампа стоп-сигнала и антенна. Для того чтобы понять особенности внешности нового LexusRX350 / ЛексусRX 350, требуется опытный глаз и некоторое время для осознания масштаба новшеств. А вот салон автомобиля изменился более явно.
Авторы новогопоколенияLexusRX350 / ЛексусRX 350 создали интерьер, в котором особый акцент сделан на водителя. Все основные органы управления музыкальным центром и климатической установкой сосредоточены в серебристом треугольнике в центральной части приборной панели. На приливе центральной консоли расположился селектор автоматической коробки передач, под ним - джойстик, который дублирует управление климат-контролем и аудиосистемой, а также отвечает за настройки телефона и управление навигационной системой. Да, в компании Lexus решили больше не оригинальничать и пошли по пути, который исповедует сегодня большинство производителейавтомобилей премиум-класса. Вместо экрана с сенсорным управлением на RX применили систему, аналогичную той, что устанавливается, например, на автомобилях BMW. Впрочем, джойстик LexusRX350 / ЛексусRX 350 работает по несколько иному принципу - он выполняет роль компьютерной мыши, с его помощью водитель управляет курсором, "кликая" на нужную "иконку" в меню доступа. Честно говоря, система показалось мне несовершенной по сравнению с теми, что уже используют конкуренты. Отказавшись от экрана с сенсорным управлением, создатели LexusRX350 / ЛексусRX 350 хотели облегчить жизнь водителю, сделать так, чтобы он не отвлекался от дороги. Однако, настраивая курсор на нужную "иконку", все равно приходится снижать скорость и отрываться от процесса управления автомобилем.
В остальном к эргономике LexusRX350 / ЛексусRX 350 нет ни малейших претензий. Кресла удобны, салон просторен и комфортабелен - и на передних, и на задних сиденьях (они могут двигаться в продольном направлении) все члены экипажа чувствуют себя вольготно и удобно. Что ж, рассаживаемся по местам и отправляемся в путешествие по извилистым дорогам долины Нэпа.
Объятьнеобъятное
Первое, на что обращаешь внимание, - это великолепный акустический комфорт. В салон LexusRX350 / ЛексусRX 350 не проникает шум ветра и шуршание шин. Мотор слышно только в момент резких ускорений. По сравнению с предыдущим поколением LexusRX350 / ЛексусRX 350 гораздо увереннее ведет себя в поворотах. Крены для такого большого и высокого автомобиля минимальны. Жаль, что для российского рынка не будет доступна система активного подавления кренов - японские инженеры не уверены в ее надежности на российских дорогах. Думаю, с ней поведение автомобиля в поворотах было бы не просто хорошим, а идеальным. А вот об отсутствии на российском рынке версий LexusRX350 / ЛексусRX 350 с опционной пневматической подвеской, уверен, жалеть не стоит - автомобиль и без нее демонстрирует великолепную плавность хода. Третье поколение RX оснащается принципиально новой двухрычажной задней подвеской с продольными рычагами. Кроме того, были переработаны характеристики передней подвески. Новый RX, к счастью для водителя и пассажиров, стал гораздо меньше крениться в поворотах, также значительно уменьшились клевки при торможении.
На новомпоколенииLexusRX350 / ЛексусRX 350 вместо гидроусилителя руля устанавливается электроусилитель, обеспечивающий адекватную связь с дорогой. Возможности новой схемы полного привода на сухом асфальте нам оценить не удалось - будем ждать российских тестов. А вот насладиться отличной работой новой 6-диапазонной коробки передач (прежде на RX устанавливалась 5-диапазонная АКП) и мощного 3,5-литрового двигателя удалось сполна. Новая коробка передач отличается плавностью работы и одновременно быстрым откликом на действия водителя. Например, если переключение с VI передачи на III или с V на II выполняется при медленном нажатии педали акселератора, то система управления осуществляет переключение по традиционной схеме -через промежуточные ступени, делая процесс переключения более плавным. В то же время при быстром нажатии на педаль "газа" система управления пропускает ненужные передачи, обеспечивая быстрое и мощное ускорение.
На LexusRX350 / ЛексусRX 350 устанавливается модернизированная V-образная "шестерка", аналогичная той, что была на втором поколении RX. Главное достоинство 277-сильного двигателя в том, что более 90% максимального крутящего момента (346 Нм) он развивает в широчайшем диапазоне вращения коленвала - от 2300 до 6100 об/мин, что' позволяет непринужденно совершать обгоны на скоростях за 100 км/ч. Кроме того, устойчивый крутящий момент на низких оборотах чрезвычайно полезен при буксировке тяжелых прицепов и в условиях бездорожья.
По словам Такаюки Кацуда, в основу создания нового автомобиля был заложен принцип "созидательных противоречий", использована философия "но". "RX - это энергичный, но чувственный автомобиль, - говорит главный инженер LexusRX350 / ЛексусRX 350. -Он стильный, но практичный. Этот автомобиль создан для асфальта, но в то же время приспособлен для езды по плохим дорогам. Он мощный, но экологически чистый. Этот большой автомобиль безопасен при столкновении для всех участников аварии". Как показал первый тест LexusRX350 / ЛексусRX 350, несмотря на огромное количество противоречивых требований, в отношении этого кроссовера все "но" сыграли созидательную, а не разрушительную роль. Единственное, на момент подписания номера в печать российские цены на LexusRX350 / ЛексусRX 350 еще не были известны. Надеюсь, что они не разрушат гармонию.