В конце прошлого века дела у компании Porsche / Порше шли с устрашающим скрипом. Бюджетное переднемоторное семейство - 924/944, созданное в сотрудничестве с VW, надежд не оправдало. Машины продавались из рук вон плохо, да еще и в некотором роде бросали тень на репутацию компании. На одном лишь 911-м выехать было невозможно. Еще немного, еще чуть-чуть, и, возможно, сейчас я писал бы тест о машине другой марки.
Автомобильная история знает немало примеров разорения компаний, но есть и истории с хорошим концом. Можно - сказать, что Порше повезло. Повезло, как везет сильнейшим. В те времена делать PorscheCayenne / ПоршеКайен было бессмысленно. Понятия "кроссовер" не существовало, а пресловутые внедорожники использовались лишь по своему утилитарному назначению - по городам перемещались на легковых автомобилях. Соответственно, Порше требовался продукт, который, во-первых, не был бы таким откровенно бюджетным и нетрадиционным для компании, как дешевые переднемоторные купе. Во-вторых, все-таки оставался доступным.
Доктор Видекинг со товарищи тогда придумали Porsche Boxter / Порше Бокстер. Среднемоторная компоновка удовлетворяла требованиям самых взыскательных спортсменов от руля, а небольшой размер и моторы позволяли сделать ценник весьма демократичным.
Если посмотреть на автопарк того времени, легко заметить, что у потенциально массового Бокстера попросту не было достойных конкурентов. Он должен был выстрелить. И руководство Порше поставило все на кон. При общей стоимости компании на 1993 год в 300 млн немецких марок в разработку и раскрутку Porsche Boxter / Порше Бокстер вложили средств в пять раз больше. Одноименный концепт-кар отправился на мотор-шоу в Нью-Йорке для того, чтобы стать там главным шоу-стоппером.
Окончание этой истории с экономическим уклоном все знают. Porsche Boxter / Порше Бокстер таки выстрелил, как Мюнгхаузен из пушки, планы продаж в 15 000 автомобилей за год были конкретно перекрыты. Дела у компании резко наладились. Сегодняшние позиции Porsche / Порше позволяют говорить о том, что это один из самых серьезных игроков на автомобильном рынке. Если не самый. Есть у Porsche Boxter / Порше Бокстер и вторая история. И если бы ее не было, возможно, я писал бы сейчас эти строки о какой-либо другой машине Porsche / Порше. Но я пишу именно о Porsche Boxter / Порше Бокстер, а раз так, то в уме сразу всплывают два магических для каждого любителя автогонок слова - Targa Florio!
Остров Сицилия, июнь 1956 года. Компания Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG привезла сюда свой прототип Porsche 550 А Spyder / Спайдер. Машина - необкатанная, фирма -молодая. Вообще Spyder / Спайдер тогда приехал на испытания, и никто не ставил перед командой сверхзадач. Да, за 11 дней до Targa Florio прототип выиграл 1000 километров Нюрбургринга в своем классе. Ну и что? Нюрбургринг - это хорошо, но в те времена Targa Florio считалась сложнейшей и интереснейшей гонкой в мире! И съезжались сюда лучшие из лучших, среди них - весь итальянский автобомонд, который ежегодно метил исключительно в золото.
Вот и представьте эту картину. Маленький "лягушонок" снаряженной массой в 600 с небольшим килограммов и двухлитровым мотором мощностью чуть больше 100 сил с двумя механиками в качестве подмоги и единственным пилотом в день своего дебюта на Targa Florio становится лучшим в абсолютном зачете! За рулем прототипа - итальянец Умберто Мальоли. Этот бесстрашный и по-хорошему отмороженный гонщик на маленькой тряской "табуретке" без крыши и прочих удобств проехал дистанцию ровно за 7 часов 54 минуты и 52 секунды. А это - 10 кругов по 72 километра каждый. Машина оказалась надежной и заезжала в боксы только на дозаправку. Когда секундомер судьи отсчитал 7 часов 54 минуты и 53 секунды, все осознали, что родилась сенсация
Правда, мало кто тогда мог вообразить, какие будут последствия. Надо сказать, что Targa Florio и Porsche / Порше всегда шли рука об руку. И успех средне-моторного 550 A Spyder / Спайдер был лишь частью блистательных выступлений машин, подготовленных руками мастеров штутгартской компании. Началось все еще раньше, когда в 1922 году разработанный Фердинандом Порше Austro Daimler Sascha первенствовал здесь среди серийных автомобилей. Всего же на счету компании 11 титулов в абсолютном зачете. Последний был завоеван в 1973 на Porsche 911 Carrera RSR / Каррера. Это была последняя международная Targa Florio. На следующий год опасную гонку закрыли для мировых соревнований. А еще через четыре и вовсе упразднили - во время заезда в одной из итальянских гоночных серий автомобиль одного из участников врезался в толпу болельщиков. Двое погибли на месте. Гонки нет, а воспоминания о ней - живее живых. В воздухе витает запах легенды! Легенды о маленьком среднемоторном "портике", который приехал потренироваться на Targa Florio да так и порвал там всех. Сегодня легенды являются одним из главных двигателей торговли. Вот так сложились воедино две истории, которые обеспечили небывалый успех новому Porsche Boxter / Порше Бокстер. В 1996 году он вытащил компанию обратно, в высший автомобильный свет.
Этот тест для меня особенный. Я на Сицилии, держу в руке ключ от нового Porsche Boxter S / Порше Бокстер S. Хочешь не хочешь, а размышления о моем единении с двумя легендами - компанией и величайшей гонкой - навязчиво начинают копошиться в сознании. Перед глазами уже идут характерно черно-белые кадры того времени. Вот Мальоли садится в маленькую "лодочку", сопровождаемый взглядами двух механиков да небольшой группы поддержки. Вот - отправляется в гонку... Определенно, Умберто был одержимым человеком со стальными нервами. Если провести элементарные математические операции с количеством километров на той Тарге образца 1956 года и временем, которое показал гонщик, станет понятно, что ехал он со средней скоростью в 90,9 км/ч. Вы скажете - немного? Если так, значит, вы никогда не ездили по маршруту Targa Florio. Даже не видели гонку и не представляете, что это такое. Сицилия - остров вулканического происхождения. Вулкан Этна "работает" и по сей день. Дорожки тут жутко петляют, перепады высот - постоянные. Ближе к горам асфальтовая полоска начинает выписывать такие змейки, что... мне становится жаль своего коллегу, который сидит рядом, мертвой хватком вцепившись в дверную ручку. Честно говоря, будь я на другой машине, в другой ситуации, то наверняка заметил бы, что коллеге нехорошо, и сбавил пыл. Но я как сумасшедший, возомнив себя Маньоли на том стареньком Spider / Спайдер, отчаянно боролся с хитрейшими шпильками и связками. А дороги в Сицилии, доложу я вам, далеко не лучшего качества. Можно сказать, некоторые участки полностью состоят из заплаток, на других встречаются зияющие ямы. Да и волн - как на глади Средиземного моря по соседству. И тем похвальнее для нового Porsche Boxter / Порше Бокстер, что он, как и многие его легендарные предки, смотрится тут исключительно в своей стихии. Постоянно просит водителя поднажать и в каждом повороте, медленном или не очень, говорит ему: "Приятель, кажется, ты все-таки недостаточно быстр для меня". И вот я уже включаю сверхспортивный режим Sport Plus. Подвеска дубеет, коробка начинает яростно орудовать ступенями и сцеплениями, но при этом позволяет висеть на выбранной передаче хоть на ограничителе. Руль и привод акселератора обостряются. Шпилька идет за шпилькой, шикана за шиканой. Я вхожу в ритм, набираю свои собственные обороты.
Какой же это кайф - нестись на среднемо-торном Porsche / Порше по узким сицилийским загогулинам, изредка виляя хвостом, наслаждаясь сочным поставленным баритоном выхлопа и безудержными ускорениями. Но мой напарник уже побледнел и просит остановиться. Понимаю, да и не исключено, что на его месте я повел бы себя так же.
На двенадцатом году жизни, после глубокого обновления Porsche Boxter / Порше Бокстер заматерел. У меня, например, после знакомства с ним язык больше не повернется назвать эту машину baby-Porsche / Порше. Поверьте, это взрослый спорткар! У него в арсенале все необходимое для того, чтобы столь почетно называться: современный мотор с непосредственным впрыском топлива, новейший "автомат" с двумя сцеплениями, активная подвеска с изменяемой
жесткостью, самоблокирующийся дифференциал в задней оси, карбоновые тормозные диски. Рулевое управление тут тоже от старшей модели - Carrera / Каррера , но после рестайлинга оно было перекалибровано специально под архитектуру Porsche Boxter / Порше Бокстер.
Но лично меня больше всего впечатлил не набор, а то, как перечисленные вещи дополняют друг друга, рисуя эффектную и законченную картину нового Porsche Boxter S / Порше Бокстер S. Он очень быстр, но вместе с тем достаточно комфортен. Подвеска не допускает кренов, но при этом играючи расправляется и гофрированным профилем сицилийских дорог. Тормоза не знают усталости, а КПП думает прямо как человек. Алгоритмы подстройки PDK под запросы водителя - широчайшие. А теперь остановитесь и взгляните ему в глаза! Посмотрите так и эдак. Уберите крышу. Неужели не узнаете? Лично я сразу разглядел в обновленных обводах старину911. И только вид сзади, с длинным плоским багажником и выхлопом по центру однозначно дает понять, что это - именно Porsche Boxter / Порше Бокстер. Много лет прошло с тех пор, как Porsche / Порше одержала последнюю, одиннадцатую, победу в абсолютном зачете Targa Florio. Если быть точнее - все тридцать пять! Сицилийские дороги уже несколько раз перестелены, и они вряд ли помнят события давно минувших дней. Но я абсолютно уверен, что Targa Florio никогда не будет забыта. И даже знаю, какая компания за это ответственна. Ко всему прочему я могу показать вам автомобиль, который несет дух этих славных, давно ушедших дней чистой гоночной романтики.