Рост цен на нефть, кроме всего прочего, стал причиной катаклизма в автомобильном мире. Теперь все будет по-другому. Во-первых, люди будут пользоваться автомобилем не так, как они делали это раньше, а во-вторых, сами автомобили меняются, причем быстро и очень серьезно. Это уже заметно в Соединенных Штатах, где отношение к четырехколесному транспорту очень своеобразное, и где больше половины парка составляют большие внедорожники и пикапы. По дорогам бегают огромные динозавры, пожиратели бензина - на 100 км им иной раз не хватает и 25 л. Правда, этот аспект для среднего американца никогда не был проблемой. Бензин в Штатах всегда был так дешев, что расходами на заправки вполне можно было пренебречь. В Америке к топливу относились с тем же преступным пренебрежением, как мы, россияне, относимся к воде, текущей из водопроводного крана. Но вот цена за галлон (3,78 л) достигла суммы примерно в $4 - суммы умопомрачительной для американского континента. Нам бы такая цена показалась не очень высокой - около 25 рублей за литр. А американцы задумались - на какие деньги содержать все эти дорогущие трехтонные, пятиметровые чудища с эмблемами Chevy и Dodge, припаркованные в садиках возле дома. Расходы стали неподъемными.
ГРУЗПРОБЛЕМ
Ведущие автопроизводители бросились искать выход. Заводы сокращают производство монстров, стратегии пересматриваются, все пытаются избавиться от "проблемных" брендов, примером чему еще вчера уверенно шагавший в гору Hummer. До нас эта волна еще не докатилась, а когда докатится, эффект будет не таким разрушительным.
Во-первых, рынок внедорожников во всех их неисчислимых обличьях не дорос до американских размеров. Во-вторых, подобные модели, бегающие по России и Европе, имеют совсем другие характеристики. Они не очень-то похожи на американских монстров и, что важнее всего, не так прожорливы. А монстры вымрут. Как динозавры, когда на планету упал гигантский метеорит, потрясший ее до самого нутра (по меньшей мере, так считают приверженцы одной из известных гипотез). Предвестники грядущей смены вех появляются и у нас. Заметно растет интерес к небольшим, в полном смысле слова компактным моделям. Для автомобилей тяжелых, мощных, да еще не отличающихся хорошей аэродинамикой, наступают трудные времена. А в эту категорию как раз попадают и эксклюзивные SUV, и мощные внедорожники.
Ответ автопроизводителей готов: вместо этих вымирающих чудищ появляются модели поменьше, но сделанные в том же ключе, в том же стиле, с той же идеологией, механикой, с тем же уровнем безопасности. "Младшие братья" не менее серьезно заботятся о собственном имидже, но при этом они намного менее прожорливы. Управлять ими существенно проще, особенно в городском трафике, и воздух они загрязняют не так сильно. Словом, автомобили адекватные со всех сторон, созданные с учетом того, где им реально предстоит ездить.
ЛИДЕРНОВОГОПОКОЛЕНИЯ
Один из представителей нового сегмента, основоположником которого в свое время стал BMWХ3 / БМВ Х3 - VolvoХС60 / Вольво ХС60. Он на 20 см короче и немного стройнее, чем VolvoХС90 / Вольво ХС90. Формы откровенно привлекательные - умелое переплетение спортивных черт и элегантности. И, конечно же, все это в фирменном стиле Volvo. Спереди автомобиль смотрится внушительно и одновременно приятно. Боковины стремительны, даже несмотря на высокую поясную линию. Колесная база на 10 см меньше, чем у VolvoХС90 / Волво ХС90, поэтому в салоне не так просторно. Если путешествовать впятером, сзади придется слегка потесниться, но, в общем и целом, сказать, что здесь тесно, нельзя. А вот багажник действительно меньше - 492 л, тогда как у VolvoХС90 / Вольво ХС90 - 613 л. На практике это означает, что один чемодан придется оставить дома, хотя места все равно вполне достаточно. Причем форма багажника позволяет использовать его объем практически на сто процентов, а при необходимости, конечно же, можно сложить заднюю спинку - она состоит из трех секций.
Атмосферу в салоне определяет красивая центральная консоль в стиле high-tech, обращенная к водителю. Консоль совсем не массивная, скорее изысканная. На ее поверхности размещены различные кнопки и переключатели, в верхней части - дисплей спутниковой навигационной системы. Эффектны большие кожаные сиденья, но такие штатно устанавливают только на топовых версиях. Новый VolvoXC60 / Вольво ХС60 сразу привлекает потенциального владельца своим видом, подчеркивающим традиционно сильные стороны марки, и в первую очередь отношение шведов к вопросам безопасности. Многое сделано для того, чтобы управлять автомобилем было проще, в частности, с этой целью конструкторы снабдили VolvoXC60 / Вольво ХС60 системой City Safety. За рулем водитель ощущает себя вполне уверенно. В плане техники чувствуется родство с LandRoverFreelander / Ленд Ровер Фрилэндер, но добиться от VolvoXC60 / Вольво ХС60, чтобы он входил в повороты с той же резвостью и послушанием, что и британский кроссовер, не удалось. Руль тяжеловат, будто его намеренно нагрузили, а настройки, изменяющие усилие на рулевом колесе, практически неощутимы. Автомат Geartronic тоже особо не блещет: передаточные числа всех шести диапазонов подобраны так, что особо "зажечь" не получится, и сделано это в угоду эластичности. Выбор двигателей довольно широк, а система полного привода АН Wheel Drive снова доказала свою состоятельность. Ставшая универсальным решением многодисковая муфта Haldex с электронной системой управления получила новую функцию Instant Traction, за счет чего крутящий момент перебрасывается с передней оси на заднюю гораздо быстрее. Вещь очень полезная, особенно когда приходится трогаться с места на скользкой дороге.
Обновилась и система динамической стабилизации в VolvoXC60 / Вольво ХС60. Задача перед инженерами стояла та же - сократить время реакции. Теперь система оценивает скорость нарастания крена, и на основании полученных данных может предугадать, как поведет себя автомобиль, и предпринимает соответствующие действия.
Например, в ситуации, когда водитель поздно заметил нужный съезд с дороги и отпустил педаль газа, она поможет избежать сноса. На бездорожье VolvoXC60 / Вольво ХС60 не так хорош, как на асфальте. Все-таки его ареал обитания - в крайнем случае, размытый проселок. Блокировок и внедорожных программ здесь нет, да и ходы подвески, честно говоря, маловаты для смелых экспериментов. Да и мало кто согласится окунуть в раскисшую грязь столь роскошный автомобиль.