Ученые утверждают, что все в природе разгоняется. Так, например, дикие животные сегодня бегают, прыгают, плавают и летают быстрее, чем миллионы лет назад. Выживают те, кто быстрее. Однако последние исследования показывают, что дальше разгоняться уже некуда. Достигнут тот максимум, который ограничивается физиологией.
Но в технике резервы еще есть. Пока есть. Правда, собирать их уже сегодня инженерам приходится буквально по крупицам. А насколько они малы, можно понять из диалога, который состоялся у меня с одним из инженеров "Porsche", принимавшим участие в разработке модернизированного PorscheCayman / Порше Кайман:
- Вот видите пружину клапана? На моторах нового поколения мы стали применять уникальную технологию ее производства. Это позволило уменьшить массу всего узла на три грамма...
- Всего на три? В масштабах целого автомобиля это не серьезно.
- Еще как серьезно. Считайте: шесть цилиндров, по четыре клапана. Всего 24. Экономим по три грамма на каждом и в результате получается 72 грамма. Скажете, мелочи?
- Пожалуй, скажу.
- И зря. Для спортивного автомобиля каждый грамм на счету. Мы внимательно относимся к мелочам, а в итоге выигрываем килограммы.
В принципе все верно. Если свериться с технической документацией, то можно узнать: на каждую лошадиную силу PorscheCaymanS / Порше Кайман S приходится всего 4,2 кг его веса. Таким образом, по так называемой удельной мощности модернизированный PorscheCayman / Порше Кайман превосходит, например, старшую по рангу PorscheСаrrеrа / Порше Каррера...
Обновленный PorscheCayman / Порше Кайман действительно стал одним из самых эффективных (по соотношению снаряженной массы и мощности) спорткаров на рынке. Впрочем, достичь этого удалось не столько за счет облегчения машины, сколько благодаря возросшей мощности двигателей, которые отныне оснащают системой прямого впрыска топлива. До сих пор "Cayman" (и его близкий родственник PorscheBoxster / Порше Бокстер) оставались последними моделями в линейке "Porsche", на которых использовался классический распределенный впрыск.
То же самое, но наоборот
Судя по техническим характеристикам новый PorscheCayman / Порше Кайман не стал заметно легче своего предшественника. Зачем же тогда все эти разговоры про экономию веса? Куда она делась? Неужели вся пошла на установку новой аудиосистемы и прочих второстепенных для спорткара опций?
Надеюсь, что нет. Хотелось бы верить, что она понадобилась, например, для того, чтобы компенсировать прибавку в весе за счет новых коробок передач, которые стали устанавливаться на модернизированный PorscheCayman / Порше Кайман. Базовая - это шестиступенчатая "механика" (раньше было на одну передачу меньше). А в топовых версиях вместо гидромеханической трансмиссии "Tiptronic S" теперь - принципиально новая семиступенчатая роботизированная КПП.
Для тех, кто не помнит: PDK - это позаимствованная из мира автоспортагоночная КПП с двумя сцеплениями. Первое отвечает за нечетный ряд передач (1,3,5,7), а второе - за четный (соответственно 2,4,6). Когда автомобиль разгоняется, к примеру, на четвертой скорости, пятая уже заранее включена и ждет только подходящего момента, чтобы быть задействованной.
Грубо говоря. PDK - это даже не одна, а две коробки передач в одном корпусе. Причем скомпонованы они так, что одна находится в другой. Первичный вал, на котором стоят шестерни нечетных передач, проходит внутри второго полого вала, отвечающего за четные передачи.
Аналогичная КПП уже используется на моделях Porsche911 / Порше 911. Именно аналогичная, но не идентичная. Как мне пояснили инженеры "Porsche", конструктивно эти КПП схожи, но не более того. Дело в том, что Porsche911 / Порше 911 - это заднемоторный автомобиль. И коробка передач на нем стоит перед двигателем, ближе к центру машины. А у PorscheCayman / Порше Кайман все наоборот. Он среднемоторный. Соответственно его силовой агрегат развернут на 180 градусов.
КПП находится позади мотора, и большая часть ее элементов (но не все!) крутится в другую сторону.
Закон антибутерброда
Осень. Похолодало даже в солнечной Испании. Урожай убран, и разнокалиберная сельскохозяйственная техника потянулась с полей на стоянку в зимние ангары. Потянулась, оставляя за собой на асфальте раскисшие комья свежей земли. А прошедший ночью дождь превратил их в эдакую однородную склизкую субстанцию, которой, как бутерброд маслом, оказались намазаны все окрестные дороги.
В таких условиях при поездке на суперкаре надо держать ухо востро. Даже на столь надежном в управлении и устойчивом, как среднемоторный PorscheCayman / Порше Кайман. Об интенсивном разгоне на максимуме возможностей тоже, пожалуй, лучше забыть. Включать на скользком покрытии функцию "Launch Control", позволяющую на 0,2 с улучшить время разгона до "сотни", бессмысленно - вряд ли поможет. Впрочем, от 0 до 100 км/ч за 5,1 с (в моем распоряжении был 320-сильный PorscheCaymanS / Порше Кайман S) - тоже очень и очень неплохо.
Тем не менее нет худа без добра. На такой дороге очень наглядно проявляются главные достоинства новой коробки передач PorscheCayman / Порше Кайман. Судите сами: переключать скорости в повороте не рекомендуется - это аксиома, которую знают даже начинающие водители. Делать это на скользком покрытии не рекомендуется в двойне - автомобиль может стать неуправляемым. Но PDK мало того, что перещелкивает передачи за ничтожно малые промежутки времени, так еще и делает это, не прерывая поступающий на колеса поток мощности.
Ощущение - словно едешь на машине с вариатором: тяга есть всегда, а моменты переключения абсолютно незаметны. Не согласны с алгоритмом работы коробки? Ваше право. Можно даже, находясь в апексе поворота, щелкнуть подрулевым переключателем и уйти на передачку вниз (или, если придет такая фантазия, вверх) по желанию. Контроль над PorscheCayman / Порше Кайман вы не потеряете. Проверено, ничего страшного не произойдет, даже если под колесами намазанная на асфальт глина. В данном случае закон бутерброда на вашей стороне. Можно разгоняться и дальше. Резервы пока еще остались.