В 2009 году продажи легковыхавтомобилей в нашей стране рухнули на 49%, то есть почти в два раза по сравнению с годом предыдущим, сообщила Ассоциация европейского бизнеса. По своим нынешним объемам авторынок вернулся на уровень четырехлетней давности. Такого спада год назад не предвидел никто - по самым пессимистичным прогнозам, сокращение продаж не должно было превысить 30%.
Удивительно, но факт: АвтоВАЗ на фоне других автомобильных марок чувствует себя даже неплохо. Его продажиупали на 44%, что заметно лучше среднего по отрасли результата. А доля на рынке даже выросла где-то на 10% и теперь составляет 23,8%. На тольяттинского гиганта пришлись и первые четыре места в списке самых популярных моделей.
Первое место заняла "Приора", за ней идут "Самара", "классика" и "Калина". И только на пятом месте располагается RenaultLogan, а на шестом - FordFocus. Какие же изменения произошли в списке лидеров за год? Во-первых, "классика" опустилась с первого места, а "Приора" поднялась с третьего. Во-вторых, большие потери (минус 44%) понес "Фокус". "Логан" потерял всего 27% и смог его опередить. Вообще же из первой десятки в России не производится только занявшая восьмое место DaewooNexia.
В любом случае результаты плохие, говорят эксперты.
- Программа субсидирования ставки по автокредитам задержалась на несколько месяцев. Поэтому в ее рамках было куплено только около 70 тысяч автомобилей. А могло быть заметно больше, - считает вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.
Если бы за утилизациюстарых машин (эта программа начинает работать в марте 2010 года) стали платить еще в начале 2009-го, спад был бы не на 49%, а всего на 30-40%, соглашается аналитик инвесткомпании "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.
Кроме того, основные меры правительства по поддержке автомобильной индустрии в 2009-м были направлены на поддержание автопроизводителей, а не на стимулирование конечного спроса, отмечает партнер PriceWaterhouseCoopers Стэнли Рут. Сыграло свою роль и "схлопывание" кредитования. До кризиса в кредит покупалось от трети до половины машин, подтверждает аналитик инвестбанка "ВТБ Капитал" Георгий Тараканов.
Впрочем, скоро господдержка авторынка в России заработает на полную катушку. К продолжающейся программе субсидирования ставок по автокредитам прибавится и выплата 50 тыс. рублей за сданный в утиль автомобиль старше десяти лет. Последняя мера наиболее заметна, потому что в бюджете на нее отведено денег примерно на 260 тыс. машин. Тем не менее эксперты не верят в быстрый рост.
- В 2010 году рынок составит 1,4 млн легковыхавтомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие автомобили (вроде "Газели"). Этот прогноз довольно оптимистичен и рассчитан на то, что меры государственной поддержки - льготные кредиты и премия за утилизацию - будут достаточно эффективны. Легкое оживление рынка наступит скорее всего во второй половине года, - полагает Мартин Ян.
Причина паденияспроса на автомобили - отсутствие ростадоходов населения, объясняет Севастьян Козицын. Большинство автовладельцев легко могут на год и даже три отложить покупку новой машины и поездить на уже имеющейся.